Нужны умелые руки и пытливые головы

Проблема подготовки рабочих кадров обсуждалась в Елабуге на выездном заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам под руководством Разиля Валеева. Елабуга выбрана местом заседания неслучайно: здесь располагается один из семи республиканских ресурсных центров и действует стремительно развивающаяся особая экономическая зона, которая требует все большего количества квалифицированных рабочих кадров.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_10121934
Проблема подготовки рабочих кадров обсуждалась в Елабуге на выездном заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам под руководством Разиля Валеева.

Елабуга выбрана местом заседания неслучайно: здесь располагается один из семи республиканских ресурсных центров и действует стремительно развивающаяся особая экономическая зона, которая требует все большего количества квалифицированных рабочих кадров.

Визит начался с посещения завода «Форд Соллерс Елабуга» в особой экономической зоне, где гостям показали производственную линию и рассказали о кадровой политике. Продолжилась работа комитета в Елабужском политехническом колледже. Это учебное заведение тесно сотрудничает с различными компаниями, в том числе с «Форд Соллерс Елабуга» в части подготовки персонала по рабочим специальностям. На базе колледжа создан многофункциональный центр прикладных квалификаций по подготовке рабочих кадров и специалистов автомобилестроительной отрасли. А автомобилестроение – это одно из основных направлений развития особой экономической зоны.

В ближайшие годы здесь планируется создать до восемнадцати тысяч рабочих мест, поэтому для Камского промышленного узла вопрос подготовки специалистов чрезвычайно актуален, отметил глава Елабужского муниципального района Геннадий Емельянов. При этом пока многие предприятия вынуждены приглашать квалифицированные кадры из других регионов России. Поэтому важно изменить подходы к подготовке рабочих и специалистов, модернизировать организацию учебно-воспитательного процесса и материально-техническую базу в образовательных учреждениях.

Примером может служить елабужский колледж, мастерские и лаборатории которого осмотрели участники заседания. За 2011–2014 годы он подготовил более 470 специалистов среднего звена, 170 квалифицированных рабочих, дополнительное профессиональное образование получили 1725 человек. Это рабочие предприятий особой экономической зоны «Алабуга» и население Елабужского района.

Основным направлением работы ресурсного центра является подготовка и переподготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена с учетом потребностей промышленных предприятий. В первую очередь – резидентов ОЭЗ. Для реализации этого масштабного проекта была радикально изменена материально-техническая база колледжа. Приобрели лабораторное и прочее необходимое оборудование почти на 35 млн рублей, провели капитальный ремонт здания.

В ОЭЗ «Алабуга» становится все больше предприятий, связанных с выпуском химической продукции. Поэтому уже в 2012 году политехнический колледж вошел в состав образовательного кластера КНИТУ при участии акционерного общества «Татнефтехиминвест-холдинг» и приступил к подготовке специалистов по новому направлению – «химическая технология неорганических веществ».

«Не секрет, что в последние десятилетия рабочие специальности утратили свою привлекательность, этому способствовали многие факторы, – сказал, открывая заседание, Разиль Валеев. – Произошло смещение в сторону высшего профессионального образования, все устремились в вузы, пусть даже и на платной основе, лишь бы иметь заветный диплом. Но немало специалистов потом не находят работу. При этом многие из этих молодых людей уже давно могли бы реализоваться в профессии, получив среднее профессиональное образование. Ведь есть люди, которых природа одарила умением работать руками, и от этих умений и профессионализма очень многое в нашей жизни зависит».

Конечно, сейчас и рабочие специальности становятся все сложнее, отметил глава комитета. Станки, оборудование совершенствуются, и на любом рабочем месте требуется «включать» не только руки, но и мозги. Никто не мешает при необходимости получить потом и высшее образование. Радует то, что сегодня общество постепенно возвращается к пониманию ценности умелых рук и пытливого ума. В нашей республике сейчас очень многое делается для повышения престижа рабочих профессий.

Разиль Валеев подчеркнул, что очень многое зависит от работодателей. Ведь если не будет достойной заработной платы, комфортных условий труда, то никакой рекламой никого на рабочие специальности не заманишь.

Сегодня в республике обучаются по программам среднего профессионального образования более 82 тысяч студентов. И если количественный показатель удовлетворительный, то качественное развитие системы профобразования сдерживается несколькими факторами, отметил на заседании первый заместитель министра образования и науки республики Андрей Поминов. Препятствиями являются отсутствие четких ценностных ориентиров в системе профобразования, его низкая привлекательность для школьников, востребованность предприятиями более гибких и краткосрочных программ подготовки кадров – зачастую они не готовы ждать три-четыре года. Сдерживает и недостаточная адаптация учебных программ под нужды работодателей, слабый уровень развития материально-технической базы образовательных учреждений.

При этом Правительством республики уже реализуется комплекс мероприятий для решения этих вопросов. Они отражены в программе развития профессионального образования до 2020 года, которая утверждена в прошлом году.

Одним из ключевых направлений и действенных инструментов является движение WorldSkills Russia, к которому Татарстан присоединился два года назад и стал одним из самых активных регионов. Это международная некоммерческая ассоциация, цель которой – повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий. Ранее Казань принимала II национальный чемпионат по рабочим профессиям, в котором команда Татарстана заняла первое место.

В прошлом году в республике начаты модернизация профориентационной работы, создание и внедрение единого профориентационного пространства. Это включает в себя профессиональную диагностику школьников, информирование о мире профессий, систему проб для всех подростков, профильное обучение в старших классах школ и другие меры.

Кроме того, учрежден грант для муниципальных районов и образовательных организаций на создание своей собственной модели профориентационной работы. На эти цели предусмотрено 20 млн рублей. Задача – создание республиканского банка эффективных моделей профориентации. Действует целевая подготовка рабочих кадров для предприятий, что позволяет гарантированно трудоустроить выпускников, которые к тому же во время обучения получают стипендию.

Заслушав доклад, члены комитета проголосовали за новые подходы к развитию профессионального образования. Принятый ими документ предусматривает, в частности, предоставление преференций промышленным предприятиям республики, сотрудничающим с профессиональными образовательными учреждениями в области подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе дуального обучения, продолжение работы по созданию сети ресурсных центров совместно с ведущими работодателями соответствующих отраслей, адаптацию образовательных программ под нужды работодателей, организацию в будущем году открытого регионального чемпионата профмастерства по стандартам WorldSkills и ряд других мер.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще