Женщина, которая изменяет мир

Любить, вдохновлять, находить новое, мечтать о том, что кажется (но только кажется!) несбыточным. Все это особенно хочется делать с началом весны, когда человек оживает, встряхивается, жмурится на яркое и наконец-то ставшее теплым, ласковым солнце. Но есть люди, которым вдохновлять, искать и превращать самые смелые мечты в осязаемые вещи и состоявшиеся проекты необходимо круглый год, независимо от сезона. Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко – генератор идей, беспрерывно питающий ими свой коллектив и заражающий его креативом.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_10120209

Любить, вдохновлять, находить новое, мечтать о том, что кажется (но только кажется!) несбыточным. Все это особенно хочется делать с началом весны, когда человек оживает, встряхивается, жмурится на яркое и наконец-то ставшее теплым, ласковым солнце. Но есть люди, которым вдохновлять, искать и превращать самые смелые мечты в осязаемые вещи и состоявшиеся проекты необходимо круглый год, независимо от сезона.

Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко – генератор идей, беспрерывно питающий ими свой коллектив и заражающий его креативом. И этот коллектив за последние несколько лет показал, что учреждение культуры при должной поддержке способно на очень многое – даже изменить в лучшую сторону город и сделать его туристическим центром, воздействовать на отношение горожан к своей малой родине.

Большинство сотрудников музея-заповедника – представительницы прекрасной половины. Гульзада Руденко считает, что женщины – большая сила, и когда много женщин берутся за дело, у них всегда все получается.

На столе у генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Гульзады Руденко большой «гроссбух». Это отчет о работе учреждения за один лишь прошлый год. А чтобы рассказать обо всем, что сделано за четверть века, пришлось бы издавать многотомник. Каждый день сотрудники музея-заповедника пишут его историю, и это «история о том, как изменить мир». Вокруг себя, в масштабах одного города, но кардинально и, наверное, навсегда.

В конце прошлого года Елабужский музей-заповедник отметил 25-летний юбилей. Почти половину этого времени им руководит Гульзада Руденко. Фигура в культурной жизни Татарстана и России в целом, надо сказать, заметная. Именно эти годы стали в жизни музея-заповедника самыми бурными, а учреждение по факту превратилось в градообразующий элемент.

Достаточно привести только некоторые цифры. За последние двенадцать лет в Елабуге количество музеев и художественно-выставочных залов выросло с трех до 14, а число туристов, посетивших музеи, – с 22 до 250 тысяч. С Елабугой стали сотрудничать в шесть раз больше туркомпаний, а число прибывших теплоходов с туристами увеличилось в 20 раз (153 судна – в прошлом году). Выставок стало проводиться больше почти в десять раз, а количество музейных предметов в фондах возросло в 2,5 раза. Ежегодно здесь происходят международные культурные события, проводится большая работа по сохранению архитектурного наследия исторической части города.

Лучший региональный музей по оценке Ростуризма, лучший российский музей 2012 года, включение в список лучших музеев Европы – это крохотная часть из перечня достижений.

Накануне 8 Марта Гульзада Руденко, женщина-руководитель, ответила на наши вопросы и рассказала о том, как удалось сделать учреждение культуры доминантой городской жизни.

– Гульзада Ракиповна, что из сделанного за эти годы для вас самое дорогое и почему?

– Сегодня у нас четырнадцать музеев и выставочных комплексов, двенадцать из них мы создали с нуля, а еще в двух провели огромную работу. Мне все они дороги: когда появляется новый объект – это как ребенок рождается. Надо выносить идею, найти финансовые средства, чтобы ее осуществить. За это время мы с коллективом при поддержке руководства республики, города, министерств культуры России и Татарстана сделали столько, что, оборачиваясь назад, даже не верится. Сейчас наши объекты достойно представляют музейное сообщество России.

Помимо музейного дела у нас есть несколько направлений работы, которые я считаю очень важными. Это туризм, музейная педагогика, мощная издательская деятельность, охрана объектов культурного наследия и развитие декоративно-прикладного искусства.

2,5 тысячи детей ежемесячно приходят к нам на музейные уроки. Музей-заповедник с огромной любовью и желанием совместно с управлением образования занимается их воспитанием, формированием их сознания. Могу сказать, что работа, которую мы ведем с 2003 года, дает ощутимый результат. Если я раньше спрашивала детей на улицах, где находится какой-либо музей, они махали рукой и говорили: «Да где-то    там». Сейчас же могут не только показать, но и рассказать об этом музее. В исторической части Елабуги нет ни одной стены, изрисованной граффити. С первого занятия мы объясняем, насколько важно сохранить красоту наших улиц, рассказываем о знаменитых земляках, и дети, я думаю, гордятся своей малой родиной.

Что касается декоративно-прикладного искусства, то мастера часто жалуются, что их мало поддерживают. А мы взяли и сделали все для того, чтобы ДПИ развивалось. В 2003 году открыли художественный салон, где бывают все туристы и где представлены работы более 200 мастеров со всей страны. Затем создали прекрасные интерактивные мастерские. Там сейчас работают восемь мастеров, они проводят мастер-классы. И, наконец, был открыт музей-мастерская декоративно-прикладного искусства, рассказывающий о развитии ремесел и промыслов. А наша Спасская ярмарка? Разве это не вклад в развитие ДПИ? Еще какой вклад! Тысячи мастеров со всей России приезжают в Елабугу, продают свои работы, обмениваются контактами.

– Да, Спасская ярмарка стала ярким событием и в туристической жизни!

– Когда меня пригласил на работу глава Елабужского района Ильшат Рафкатович Гафуров, он поставил главную задачу: сделать город туристической Меккой. И это произошло.

Я всегда говорю: каждый турист, приехавший в Елабугу, выстрадан сотрудниками нашего музея-заповедника. Мы ездим на все выставки туриндустрии, в том числе за рубеж, на конференции, «круглые столы» – везде, где есть возможность рассказать о Елабуге, о нашем потенциале, наследии, о высокой концентрации музеев. 

Плюс к этому создали несколько подразделений, которые работают на туристов. Это туристско-информационный центр, это музей-театр-трактир. Летом работает арт-кафе, мы содержим лошадь и закупили фаэтон, чтобы катать желающих по историческим улицам. Все это для того, чтобы у туриста был выбор. 

О том, что мы стали профессионально заниматься туризмом, говорит и тот факт, что музей-заповедник после изучения нашей деятельности и турпродукта приняли в состав Ассоциации туроператоров России. Мы – единственные, других музеев там нет.

– Музей-заповедник способствовал и развитию некоторых направлений бизнеса в Елабуге.

– Да, конечно. Мы сотрудничаем со всеми ресторанами, гостевыми домами. В пределах только одного квартала у нас пять предприятий общественного питания, и ни одно не пустует в туристический сезон. Мы посчитали, что по итогам 2014 года перечислили за питание туристов более трех миллионов рублей кафе и ресторанам, еще 2,5 миллиона – за наем автобусов. Так что «добываем» туристов и этим помогаем зарабатывать транспортникам и общепиту. Я благодарна представителям бизнеса – они быстро откликаются на наши просьбы, без обид реагируют на замечания и пожелания, потому что понимают, что это общее дело. Практически во всех отзывах отмечается работа наших экскурсоводов и качество приема. Многие туристические компании называют Елабугу лучшим городом по приему туристов.

– У музея-заповедника охранная территория в 490 гектаров, на которой расположены 184 объекта культурного наследия. Это сохранившиеся целиком кварталы исторической застройки. Вы когда-нибудь    представляли себе, какой бы стала историческая Елабуга, не будь музея-заповедника?

Гульзада Руденко с потомками Н.А.Дуровой. Август 2012 года.– Я не умаляю внимания городских властей к этой части города, но она неминуемо была бы застроена новыми домами. Ведь немало зданий, которые проще было бы снести, чем отреставрировать. К счастью, городские власти всегда шли нам навстречу при возникновении спорных вопросов. Был принят устав старого города, единственный пока в России, в нем обозначены обязанности жителей охранной территории, владельцев зданий-памятников. Мы создали прецедент вместе с прокуратурой города, а Верховный суд Татарстана нас поддержал – изъяли у нерадивого владельца здание-памятник республиканского значения. Юристы говорят, что прежде в России такого не бывало.

– А насколько трудно людей заставить или мотивировать на то, чтобы они жили по этому уставу, содержали свои дома так, как он предписывает? Ведь обшить дом пластиком – это и дешевле, и проще.

– В первые годы я при поддержке главы города очень часто выступала со страниц газет, по телевидению. Мы рассказывали об исторических зданиях, я постоянно обращалась к жителям Елабуги с призывом любить свой город, содержать свою территорию в хорошем состоянии. Мы собирали владельцев зданий-памятников в моем кабинете, разговаривали, убеждали. Писали предписания…

Наверное, эта массированная, может, даже агрессивная работа помогла. Я считаю, что елабужане любят свой город. На охранной территории живут около семи тысяч человек, здесь расположено около 120 предприятий и учреждений, у каждого свои проблемы. Но они считаются с тем, о чем мы их просим. Однако ситуации бывают разные. У нас целый отдел занимается только охраной объектов культурного наследия. За последние два года инициировали около 80 судебных дел по поводу отказа от заключения охранных обязательств и установки информационных досок. Мои сотрудники уже стали юристами, мы практически всегда выигрываем в суде.

– Наверняка за это время было немало поползновений построить что-то    современное в исторической части? Как вы отбиваете эти попытки?

– Было такое, и не всем нравится наша позиция. Хотели пункт фастфуда в исторической части построить, рядом с Елабужским институтом КФУ. Но ведь это архитектурная доминанта города, здесь нельзя размещать какой-то «хайтековский» объект. В итоге сделку аннулировали. Подобных вещей достаточно много. К счастью, руководство города прислушивается к нашей реакции.

– В вашем коллективе интеллигентные, умные, образованные люди, и каждый на своем месте. Как вам удалось их собрать, как получается мотивировать на такой ударный труд?

– Действительно, в маленьком городе собрать такой коллектив сложно. Сначала мы «точечным» путем их находили, а сейчас люди сами приходят – у нас уже очередь. Сотрудники рассказывают: если прежде, узнавая о месте их работы, собеседники разочарованно говорили «А-а-а-а…», то теперь реагируют иначе: «О-о-о!» Работать у нас престижно, интересно. Хотя и непросто. Я не даю себе поблажек и коллективу тоже. Возможно, я жесткая – но только в работе. В личных отношениях этого нет.

Когда приходит новый человек, всегда предупреждаю, что у нас возможны и часты рокировки. Если человек не справляется с работой, думаю не об увольнении, а соображаю, куда его определить. Бывают случаи: человек на одном месте не справляется, на другом не в своей тарелке, а на третьем я на него не нарадуюсь. И люди довольны.

Я ценю в человеке не то, что он строго выполняет должностную инструкцию, а его творчество. Тогда и должность может заиграть новыми красками. Главная обязанность руководителя учреждения культуры – создавать все условия, чтобы коллектив творил.

– Повсеместно руководящий мир захвачен мужчинами. Есть ли у вас свои методы выживать в этом мужском лидерском мире?

– Просто оставаться собой! Я считаю, что в управлении, в бизнесе нет и не может быть разделения по гендерному признаку. Если ты способен – делаешь, не способен – не берись. Конечно, проблемы бывают, но не думаю, что они связаны с тем, что я женщина. Никогда не рвалась к власти. Так сложилось, что мою судьбу всегда решали другие – меня двигали. И двигали руководители-мужчины.

– Помню, какие люди бывали в Елабуге благодаря музею-заповеднику – например, директор Лувра, руководитель Эрмитажа и многие другие. Где бы еще можно было с ними поговорить? С кем еще ваша работа дала возможность познакомиться, подружиться?

– Конечно же, именно работа дала возможность быть на встрече с Президентом России Владимиром Путиным три года назад среди двадцати директоров музеев России. А в прошлом году – на встрече с Премьер-министром Дмитрием Медведевым, где я задала ему два серьезных вопроса.

А подружились мы за это время со всеми коллегами – директорами федеральных музеев, известных учреждений. Это Владимир Ильич Толстой, ранее директор музея-усадьбы в Ясной Поляне, а ныне – советник Президента РФ по культуре. Это Александр Михайлович Шолохов, директор музея-заповедника Шолохова, наш большой друг, руководитель музея «Куликово поле» Владимир Петрович Гриценко, руководитель музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Юрьевна Гагарина. Очень много таких людей. В Татарстане это Минтимер Шарипович Шаймиев, к которому отношусь с величайшим уважением, это Зиля Рахимьяновна Валеева, с которой мы работали над созданием новой культурной Елабуги. Много друзей среди цветаеведов, дружим с внучатой племянницей поэта Ольгой Андреевной Трухачевой, с потомками Надежды Дуровой из Франции.

Музейное сообщество – оно невероятное, особое, и в России, и за рубежом. Это сообщество очень уважаемых, грамотных, талантливых людей, на плечах которых, без преувеличения, держится все культурное наследие.

– Что в ближайших планах музея-заповедника?

– В нынешнем году мы запланировали много межмузейных выставок. А совсем скоро у нас состоится открытие первого в республике филиала Президентской библиотеки имени Ельцина. Так что можно приезжать в Елабугу и работать в самой богатой электронной библиотеке России.

 Фото из архива Елабужского государственного музея-заповедника

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще