Под жерновами телевизионного рейтинга

Чем занят досуг большинства жителей республики, да и всех россиян по вечерам и в выходные дни? В основном – просмотром телевизора и в немалой степени – современных фильмов и телесериалов. Причем вместе со взрослыми их смотрят подростки и маленькие дети. 

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

information_items_10114995

Чем занят досуг большинства жителей республики, да и всех россиян по вечерам и в выходные дни? В основном – просмотром телевизора и в немалой степени – современных фильмов и телесериалов. Причем вместе со взрослыми их смотрят подростки и маленькие дети. Однако качественную кинопродукцию сегодня увидеть можно крайне редко.

Те из нас, кто хочет воспитать своих чад нормальными адекватными людьми, изо всех сил стараются «подсунуть» им старые добрые детские фильмы. Здесь выбор относительно широк – от захватывающих сказок Александра Роу до «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна» Станислава Говорухина и «Приключений желтого чемоданчика» Ильи Фрэза. Но, несмотря на достаточно большой выбор, список детских фильмов сегодня практически статичен – нового в стране практически ничего не производится, а кино для самых маленьких и подростков находится в глубочайшем кризисе.

Вот некоторые цифры статистики, представленные одним из центральных телеканалов. В советское время ежегодно выпускалось примерно 150 фильмов, из них 20 процентов были детскими, это примерно 30 картин в год. Сегодня выпускается 60–80 российских фильмов в год, и из них лишь 3 процента – для детей, это примерно 1–3 картины. Да и те, по всей видимости, такого качества, что их и не слышно, и не видно. В США обычный бюджет детских фильмов – 10–11 млн долларов. В России – максимум 2 млн долларов, собрать которые к тому же очень сложно.

Государство практически полностью устранилось от создания детского кино, и подрастающее поколение вынуждено смотреть или низкосортные (потому что каналам выгодно покупать дешевые) иностранные мультики, или поставленные на поток отечественные телесериалы, названия которых говорят сами за себя: «Подстава», «Дикий», «Легавый», «Висяки», «Тюряга» и т.п. На них в большинстве своем сегодня и воспитываются наши дети и подростки.

Кстати, связь между содержанием криминальных сериалов и уличной преступностью практически доказана – после показа известного довольно неплохо сделанного) фильма «Бригада» по стране прокатился шквал подобных сериальным преступлений, а МВД зафиксировало общее ухудшение криминогенной обстановки.

И опять немного статистики, которую приводят отдельные «вменяемые» каналы телевидения. Если наши дети с трех до восемнадцати лет будут проводить у телевизора всего по часу времени , как правило, проводят гораздо больше), то им придется просмотреть 22 тысячи сцен насилия. Чем это затем оборачивается, мы можем наблюдать сегодня по общему состоянию общества.

И опять не могу не вспомнить советское прошлое. Билет в кино для ребенка стоил десять копеек, в крупных городах были специальные детские кинотеатры, но даже при их отсутствии по утрам и днем, особенно в праздники и в выходные, всегда существовали детские киносеансы, на которые ребятня валила гурьбой.

Сегодня ситуация прямо противоположная – смотреть детям, по сути дела, нечего, а если какая-то продукция и появляется, вход в зрительный зал стоит для ребенка таких денег, что многим родителям такие суммы не по карману.

В экспертном сообществе идет спор – некоторые предлагают выделять на создание детских картин в 3–5 раз больше средств, чем на взрослые, тогда там будут собираться «лучшие кинематографические силы» и можно будет делать качественную продукцию. Причем деньги должно изыскивать именно государство, так как инвесторы с детским кино дела иметь не будут – бизнес малоперспективный. Другие сомневаются, считая, что менять надо всю основу информационно-вещательной политики сегодняшнего телевидения.

И с ними невольно соглашаешься, вспомнив случай с ушедшим от нас актером Александром Абдуловым. В 2000 году он снял для детей качественный мюзикл «Бременские музыканты», однако большинство из нас его так и не увидело – телеканалы отказались покупать картину, так как опасались ее низких рейтингов, ибо рейтинги – это реклама, а реклама – это деньги. И так по нескончаемому замкнутому кругу его величества рейтинга, под жерновами которого оказались наши дети.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще