или Как справиться с угрозами на авиационном транспорте
В прошлом году в России, по сравнению с 2012 годом, на всех видах общественного транспорта возросло до 543 случаев количество угроз (незаконных вмешательств в его деятельность), зафиксировано 60 прямых противоправных действий, в том числе террористических актов. В результате этих происшествий погибли 37 человек и 95 тяжело травмированы.
Такие данные привел заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Владимир Черток на прошедшем недавно в международном аэропорту «Казань» (МАК) заседании комитета по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации. В мероприятии приняли участие руководители тридцати крупнейших аэропортов России и стран СНГ, представители Ространснадзора и
Росавиации.
БЕСПЕЧНОСТЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ
– Идет постоянная миграция угроз с одного вида транспорта на другой, – заметил Владимир Черток. – Где возникает брешь в системе безопасности, там и происходят ЧП.
К примеру, всем памятен теракт в московском аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года, когда в зале международных ожиданий террорист-смертник произвел взрыв. Погибли 37 человек, получили ранения 111. После этой трагедии были ужесточены требования в сфере авиационной безопасности. В итоге экстремисты переключились на метро, железнодорожные поезда, автобусы и троллейбусы.
Иногда, казалось бы, незначительная оплошность или недальновидность могут привести к большой беде. Так случилось в «черный день» – 11 сентября 2001 года в США. Террористы, не приводя в действие оружие и взрывные устройства, захватили четыре пассажирских авиалайнера… просто войдя в открытые кабины пилотов. Раньше за рубежом отсеки для экипажей не запирались, пассажир мог явиться туда и, например, посмотреть на работу летчиков. Последствия, в том числе такой беспечности, известны: два самолета протаранили 110-этажные башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий – здание Пентагона, четвертый рухнул в поле. Почти три тысячи погибших, сотни пропавших без вести…
Только после этой масштабной катастрофы мир серьезно взялся за модернизацию системы авиационной безопасности. Ученые и инженеры приступили к разработке техники, которая могла бы определить проносимую на борт жидкость на предмет ее взрывчатости, просвечивать одежду и обувь и так далее.
НАДЗОР, ЗАПРЕТ И САНКЦИИ
В последнее время надзорные органы стали уделять более пристальное внимание соблюдению мер безопасности на транспорте. Видимо, после крушения теплохода «Булгария», произошедшего три года назад в Куйбышевском водохранилище, и ареста в связи с этим, в частности, работников Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора, контролеры поняли, что теперь и за ними будет установлено повышенное наблюдение.
По данным Ространснадзора, в прошлом году более трех тысяч юридических лиц, не обеспечивших должной безопасности пассажиров на транспорте, были привлечены к административной ответственности и оштрафованы более чем на 20 млн рублей.
Как признался Владимир Черток, в процессе подготовки к различным массовым мероприятиям, в том числе к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, поступала информация о конкретных угрозах, связанных с планируемым провозом воздушным флотом горючих жидких смесей, пригодных для изготовления самодельных взрывных устройств. Ространснадзор обратился в Министерство транспорта России и Международную организацию гражданской авиации (ИКАО – специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие) с предложением запретить провоз в ручной клади любых жидких веществ. И в начале этого года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) направило во все аэропорты страны директиву, в которой говорилось, что пассажиры при прохождении предполетного досмотра обязаны сдавать в багаж средства личной гигиены, включая зубную пасту, косметические средства, медикаменты, аэрозоли, гели, краски, клеи и так далее. Разрешалось брать с собой лекарства, которые человеку по медицинским показаниям необходимы постоянно, но при этом он должен заранее позаботиться о получении справки от врача.
А в мае текущего года вступили в силу принятые Госдумой изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности». В частности, они усиливают уголовную ответственность за ложные сообщения о якобы готовящихся террористических актах.
– Даже просто звонок в аэропорт о заложенной бомбе ведет к эвакуации людей, задержке рейсов, привлечению к проверке сообщения силовиков, пожарных, медиков, следовательно, к большим расходам, – констатировал Владимир Черток. – Почему общество должно снисходительно относиться к таким нарушениям закона, а государство – покрывать понесенный ущерб за счет бюджета?
Теперь за данное преступление грозит до восьми лет лишения свободы.
Жестче стали и административные санкции – штраф в размере 30 тысяч рублей или арест на десять суток.
Кроме того, законом допускается проверка объектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков с использованием тест-предметов, имитирующих оружие и взрывчатые вещества.
С ДЕБОШИРАМИ НА БОРТУ НУЖНО ЗАВЯЗЫВАТЬ
Количество таких угроз, как недисциплинированные пассажиры на борту воздушного судна, из года в год возрастает. Хулиганят они, в основном находясь в состоянии алкогольного опьянения. Примеров множество. Громкий скандал с участием авиадебошира произошел в январе прошлого года – пьяный Сергей Кабалов на самолете рейса Москва – Хургада устроил драку с проводниками и пассажирами. В результате в феврале этого года суд признал его виновным в попытке угона самолета и приговорил к трем с половиной годам тюрьмы и выплате различных компенсаций. Пожалуй, это самое «образцово-показательное» наказание из доселе применяемых за дебош в самолетах и аэропортах.
Новости о неадекватных авиапассажирах появляются на сайтах правоохранительных органов с завидной регулярностью. Резонансный инцидент имел место в декабре 2013-го, когда авиалайнер рейса Красноярск – Москва совершил вынужденную посадку в новосибирском аэропорту «Толмачево» из-за того, что изрядно подвыпивший бывший замгубернатора Челябинской области Андрей Третьяков избил бортпроводника.
По словам первого заместителя генерального директора по производству и авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт „Казань“ (МАК) Михаила Кондратьева, случаи, когда и в нашей воздушной гавани приходится снимать с бортов неадекватных граждан, не так уж редки.
– Проблему с пьяными пассажирами нужно решать кардинально, – считает он. – Законодательством запрещена продажа спиртных напитков в аэровокзалах. Но в международных секторах любого аэропорта работают дьюти-фри, которые вправе реализовать такую продукцию. И пассажир после прохождения всех предполетных формальностей может там запастись алкоголем и напиться до или во время полета. В результате приходится сажать самолеты на запасных аэродромах и при этом нести убытки. Ведь неизвестно, чего ожидать от человека подшофе…
Однако наказание для авиадебоширов до сих пор остается слабым. Чаще всего дело заканчивается штрафом в размере 500–2500 рублей или арестом до 15 суток за «мелкое хулиганство».
В сентябре 2013 года группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий составление «черных списков» авиапассажиров. Если документ утвердят, авиакомпании получат право отказывать в продаже билетов гражданам, которые в течение пяти последних лет совершили правонарушение в самолете. Также предлагается поднять штрафы до 10–15 тысяч рублей, добавить в Уголовный кодекс РФ новую статью «Хулиганство на борту воздушного судна», согласно которой либо отправлять в тюрьму на срок до пяти лет, либо штрафовать на 300–500 тысяч рублей. Однако до сих пор документ не рассмотрен даже в первом чтении.
А в январе нынешнего года в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий проход на борт самолета пассажиров в состоянии алкогольного опьянения. Но и этот документ еще не рассмотрен.
И ЗАЯЦ НЕ ПРОСКОЧИТ
Как заметил Михаил Кондратьев, к Универсиаде-2013 аэропорт Казани подвергся масштабной модернизации, была приобретена полная линейка специальной аэродромной техники, гарантирующей бесперебойную работу объекта в любых погодных условиях, безопасность пассажиров и транспортных судов. Чтобы не быть голословными, Михаил Кондратьев и начальник службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта Ильшат Хасанов на месте продемонстрировали корреспонденту «РТ» многоуровневые системы антитеррористической защищенности аэродрома, визуального и технологического контроля пассажиров и багажа.
Из ноу-хау – периметральное ограждение охранной зоны протяженностью
– Помимо традиционных систем видеонаблюдения и барьера безопасности «Егоза», периметр оборудован тепловизорами, которые работают круглосуточно, улавливая тепло, исходящее от человека или животного с расстояния до трех километров, – рассказывает Ильшат Хасанов. – По всему ограждению проходит сенсорная линия. Стоит к нему прикоснуться, как информация об этом моментально попадет в ситуационный центр. И опергруппа тут же отреагирует. Бывало, на месте «преступления» обнаруживали зайцев и лисиц…
Впечатляет и новейшая система предполетного контроля в терминалах, укомплектованных современными радиоволновыми сканерами, которые избавляют пассажиров от необходимости при досмотре снимать верхнюю одежду и обувь. Эти «раздевающие» приборы способны выявлять скрытые в одежде и на теле человека любые предметы, в том числе взрывчатые и наркотические вещества, огнестрельное и холодное оружие. Как утверждает начальник САБ, подобные вещи здесь обнаруживаются нередко, наркотики находят даже в желудке человека. В числе инновационных приборов – рентгенотелевизионный интроскоп, насквозь просвечивающий багаж, и газоанализатор, позволяющий определить наличие в поклаже горючего вещества.
– Если до реконструкции МАК у нас было около десятка досмотровых аппаратов, то сейчас их 47, – говорит Михаил Кондратьев. – До Универсиады во всем аэропортном комплексе имелось менее 50 видеокамер, теперь – 578. Весь процесс видеонаблюдения аэродромной и досмотровой зон передается не только в наш ситуационный центр, но и в Ространснадзор, ФСБ, МВД. За нами ведется постоянный контроль.