Вертолетное танго

Татарстанцы надеются вернуть былые лавры лучших вертолетчиков-спортсменов

– А разве вертолеты умеют танцевать? – спрашивает мальчик лет пяти у мамы.
– Выходит, умеют. Видишь, как красиво этот маленький Robinson танцует танго, несмотря на сильный ветер.
– Тети, оказывается, тоже могут быть летчиками, – удивляется малыш. – Ой, она пролетает прямо над нашими головами. Не упадет на нас?
– Не беспокойся. Она не просто пилот, а чемпионка…

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10113031

Татарстанцы надеются вернуть былые лавры лучших вертолетчиков-спортсменов

– А разве вертолеты умеют танцевать? – спрашивает мальчик лет пяти у мамы.
– Выходит, умеют. Видишь, как красиво этот маленький Robinson танцует танго, несмотря на сильный ветер.
– Тети, оказывается, тоже могут быть летчиками, – удивляется малыш. – Ой, она пролетает прямо над нашими головами. Не упадет на нас?
– Не беспокойся. Она не просто пилот, а чемпионка…

Этот разговор мы случайно подслушали во время показательных выступлений винтокрылых машин на аэродроме Куркачи в Высокогорском районе республики, где с 11 по 13 июня прошел 49-й открытый чемпионат России по вертолетному спорту. За лидерство боролись 26 команд из регионов нашей страны, а также Великобритании и Украины. В состязаниях приняли участие спортсмены высочайшего класса – победители российских и международных игр. К слову, пилотесса «танцующего танго» винтокрыла – москвичка Елена Жуперина, многократная чемпионка России и мира.

Организаторами 49-го чемпионата выступили Федерация вертолетного спорта (ФВС) РФ, Правительство РТ, ДОСААФ и Центральный аэроклуб Татарстана, а генеральными партнерами – холдинг «Вертолеты России» и ОАО «Вертолетная сервисная компания».

ПОЧТИ ПОЛВЕКА СПУСТЯ

Один из немногих видов спорта, зародившихся в нашей стране, – вертолетный. Началом его развития принято считать 1958 год, когда в Калуге были проведены первые всесоюзные соревнования, посвященные 40-летию комсомола. Летали на первом серийном многоцелевом вертолете Ми-1, разработанном в сороковых годах опытным конструкторским бюро Михаила Миля и названном изначально ГМ-1 (геликоптер Миля-1). В то время на этой винтокрылой машине выполнялись поисково-спасательные операции.

Почему нынешний чемпионат было решено провести в Татарстане? На этот вопрос корреспондента «РТ» президент Федерации вертолетного спорта России, первый вице-президент Международной авиационной федерации (FAI) Ирина Грушина ответила так:

– Для нас ваша республика и аэродром Куркачи – значимая часть истории российского вертолетного спорта. В 1961 и 1965 годах здесь проходили всесоюзные соревнования. Первыми абсолютными чемпионами СССР были казанские спортсмены. Вообще, в шестидесятые годы прошлого века экипажи вертолетчиков из ТАССР были в числе сильнейших. Но в последующие десятилетия, к сожалению, республика отошла от вертолетного спорта. Центральный аэроклуб РТ сосредоточился только на самолетах и планерах. Однако, к счастью, в этом году нас поддержали офицеры авиационного отряда специального назначения МВД по РТ, сформировавшие две команды из опытных пилотов, хотя и новичков в спорте. В состав первой вошли командир авиаотряда спецназа МВД по РТ, полковник полиции Фларит Мавлеткулов и начальник штаба подполковник полиции Фаиль Загидуллин, второй – заместитель командира авиаотряда по летной подготовке подполковник полиции Владислав Ситников и командир экипажа вертолета Ка-226 Алексей Великосельский. Добро пожаловать в нашу семью…

ЭТО ВАМ НЕ «БАЛДУ ГОНЯТЬ»

В течение трех дней чемпионата, приуроченного к 55-летию ФВС РФ, участники состязались на заслуженных российских летательных аппаратах Ми-2
и Ка-226, а также на одном из самых популярных в мире легком американском винтокрыле Robinson-44. Ирина Грушина выразила надежду на то, что вскоре в их спортивном ряду окажется и легкий вертолет «Ансат», разработанный и производимый на Казанском вертолетном заводе.

Вертолетчики демонстрировали ювелирное мастерство в пяти дисциплинах. Первая из них «Навигация» – самое насыщенное элементами упражнение. В задачу экипажа входит прокладка маршрута на карте за пять минут до вылета, полет по 90-километровому маршруту, опознание десяти целей в зоне поиска, сброс двух грузов в мишени и так далее. Причем финишировать нужно в точно заданное время.

«Полет на точность» – классика вертолетных соревнований. Выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 метра, контролируемой двумя грузами, подвешенными под бортом. Машина перемещается вперед, вправо, назад, влево, разворачивается на 90 и 360 градусов. В конце полета экипаж должен посадить машину на линию шириной пять сантиметров. В рамках дисциплины «Слалом» пилотам нужно максимум за 200 секунд в заданной последовательности пронести ведро, наполненное водой, через 12 ворот и с одной попытки поставить его на стол. Наконец «развозка грузов» вошла в программу вертолетных соревнований в 2005 году. Задача команды – точно опустить восьмикилограммовый груз поочередно в три контейнера за минимальное время. При этом фалы, на которых он крепится, имеют разную длину – четыре, шесть и восемь метров.

– Правда, что это упражнение пилоты называют «гонять балду»? – спрашиваем командира нашего экипажа Фларита Мавлеткулова.

– Есть такой момент, – признается он. – Но это достаточно сложная дисциплина, ведь сам летчик, который управляет машиной, вообще не видит эти 200-литровые бочки, куда опускается груз, а действует по наводке сидящего рядом оператора. Поэтому в команде должно быть полное взаимопонимание.

Пожалуй, самой захватывающей дисциплиной, вызвавшей восторг у зрителей, особенно у детворы, стали «Вертолетные гонки».

ОТ ВАЛЬСА ДО ЗАХВАТА НАРУШИТЕЛЕЙ

По окончании спортивной программы зрители увидели весьма зрелищные показательные выступления. К примеру, вертолетный фристайл под музыку в стиле вальса на винто­крыле Ми-2 продемонстрировал заслуженный мастер спорта, чемпион мира Виктор Дегтярь. А 11-17-летние курсанты центра «Сыны Отечества» (город Сосновка Кировской области), снаряженные автоматами Калашникова, лихо десантировались с парашютами с ветерана советской авиации – самолета Ан-2, прозванного в народе «кукурузником». А вот пилоты Центрального аэроклуба РТ синхронно рассекали небо на трех спортивно-тренировочных лайнерах Як-52.

Сюрприз не только для гостей, но и для самих участников соревнований и судейской коллегии подготовило Министерство внутренних дел по РТ: на куркачинском летном поле была проведена «антитеррористическая операция». «Нарушители» на легковом автомобиле несанкционированно проникли на аэродром, который является стратегическим, охраняемым объектом. С легендарного в своем классе боевого вертолета Ми-8 на ходу по веревкам стремительно спустились спецназовцы. Завязалась перестрелка, закончившаяся захватом «террористов» и передачей их полицейским, прибывшим на специализированном «Ансате»…

ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

После этого зрелища состоялась церемония закрытия игр и награждения победителей. Заместитель министра по делам молодежи и спорту Халил Шайхутдинов поздравил участников соревнований.

– Российские вертолетчики лучшие в мире, – констатировал он. – Надеемся, что юбилейный, 50-й чемпионат вновь пройдет в Куркачах.

А ветеран вертолетного спорта татарстанец Петр Поляков, многократный победитель российских и международных первенств в шестидесятых-семидесятых годах, прилюдно признался, что сильно тоскует по штурвалу.

В общекомандном зачете первое место заняли экипажи Центрального спортивного клуба Военно-воздушных сил России (Самарская область), второе – пилоты Военного учебно-научного центра ВВС РФ (Сызрань), третье – московская команда мастеров спорта международного класса. В личном зачете звания абсолютных чемпионов России удостоился экипаж победителей прошлого года – Максим Сотников (первый вице-президент Федерации вертолетного спорта) и Олег Пуоджюкас из Москвы.

Татарстанцы оказались лишь на одиннадцатой позиции. Но, как подчеркнула Ирина Грушина, «они рискнули вступить в неравную схватку с зубрами вертолетного спорта и показали себя достойно». Президент ФВС вручила капитану команды Флариту Мавлеткулову специальную награду «За волю к победе», поинтересовавшись у него, останутся ли полицейские в вертолетном спорте.

– Прошу болельщиков не расстраиваться – лиха беда начало, – сказал полковник. – Мы полюбили вертолетный спорт. Продолжим тренироваться.

Позже в интервью корреспонденту «РТ» Фларит Мавлеткулов заметил:

– Наша пилотажная группа в составе Военно-воздушных сил обычно летает на боевых, более тяжелых машинах. И, соответственно, не было времени переключиться на легкие вертолеты и полноценно подготовиться в качестве спортсменов – очень много выполняем оперативно-служебных задач. Если будем и дальше развивать это направление деятельности, то рассчитываем в перспективе на призовые места.

В заключение церемонии общее мнение высказал Алексей Храменков, начальник
аэроклуба самарского филиала ЦСК ВВС России, чьи экипажи в общекомандном зачете стали лидерами:

– Уровень организации нынешних соревнований очень высокий, что говорит о заинтересованности татарстанских властей в развитии этого вида спорта и привлечении в данную сферу молодежи.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще