Помогите нам учиться

Школьные программы становятся все сложнее, объем информации, которую нужно усвоить, растет в геометрической прогрессии, а подавляющее большинство школьников пуще того – их родители) нацелены при этом на высшее образование. И в какой-то момент родители понимают, что их чадо просто не в состоянии в рамках обычных школьных уроков освоить и систематизировать весь необходимый объем знаний.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10107350

Школьные программы становятся все сложнее, объем информации, которую нужно усвоить, растет в геометрической прогрессии, а подавляющее большинство школьников пуще того – их родители) нацелены при этом на высшее образование. И в какой-то момент родители понимают, что их чадо – то ли в силу собственной неорганизованности, то ли из-за особенностей своего мышления – просто не в состоянии в рамках обычных школьных уроков освоить и систематизировать весь необходимый объем знаний. Что делать в этой ситуации? Тогда в семье и начинает звучать слово «репетитор»…

Репетиторство в школе: «за» и «против»

Почему школьники и их родители все чаще обращаются за платными образовательными услугами?

Людям, имеющим детей-школьников, безусловно, хорошо знакомо понятие «репетиторство». И даже те, у кого в семье школьников нет, знают, что нынче подрастающему поколению без репетиторов – никуда. Почему же в наше время репетиторство приобрело такой невиданный масштаб и насколько это оправданно?

Фактор ЕГЭ

Нельзя сказать, что заниматься с репетиторами российские школьники начали только в последние годы. Дополнительная платная подготовка, пусть не так активно, но практиковались и в советской школе. Например, дети могли целенаправленно заниматься перед поступлением в вуз с вузовским же педагогом. Особенно популярными в те годы, пожалуй, были репетиторы по иностранному языку, так как поступление на иняз считалось престижным, а специализированных школ, где языки начинали изучать со второго класса, на всех желающих не хватало.

Но, конечно, того размаха, которое приобрело репетиторство в наши дни, в те годы не было. В Татарстане, например, по данным социологического опроса, проведенного республиканским Институтом развития образования в 2012 году, больше 75 процентов родителей обращаются к репетиторам.

Почему? Отвечая на этот вопрос, начнем, пожалуй, с ЕГЭ. С того самого пресловутого Единого госэкзамена, который ввели в татарстанских школах еще в качестве эксперимента восемь лет назад и вокруг которого все эти годы не утихают страсти. «Подготовиться к единому экзамену в рамках изучения школьной программы невозможно», – такое утверждение я слышала от всех педагогов, с которыми общалась на данную тему. Очень уж, говорят, специфический этот экзамен, требует специальной подготовки – помимо основного курса.

Если же оценить специфичность ЕГЭ тому, кто с ним не сталкивался, трудновато, то, возможно, некоторые аспекты проблемы станут яснее, если рассмотреть пример, который привела в разговоре со мной директор гимназии №8 Советского района Казани Марина Пичугина. Ее «родной» предмет – химия. ЕГЭ по этой дисциплине нужно сдавать обязательно, если хочешь поступить, например, в медицинский университет. Задания в химических КИМах (тестах) достаточно сложные – чтобы получить высокий балл без него о медицинском и думать нечего), надо не только прекрасно знать весь школьный курс, но неплохо бы еще и кое-какими дополнительными знаниями обладать. Между тем в старших классах у нас сейчас профильное образование с вариативными программами подготовки, а химический профиль, предполагающий четыре урока химии в неделю, действует только в трех школах района. У остальных химию преподают один (!) час в неделю. И если в классе сидит человек тридцать, а ЕГЭ по химии из них планируют писать только пятеро то и меньше), учитель, естественно, не может одновременно давать одним общие знания по предмету, а другим – углубленную подготовку.

При этом родителям не всегда удобно переводить ребенка учиться туда, где углубленно изучают именно этот предмет. Во-первых, там и места всем желающим не хватит, во-вторых, может быть, все остальное в школе – педагоги, коллектив в классе, близость к дому – семью устраивает. И многие в этом случае предпочтут взять репетитора по нужному предмету, но не лишаться всех остальных удобств.

Тут мне могут возразить: ну, хорошо, химию, физику, историю сдают не все, но ведь есть обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, почему же к ним нельзя готовить весь класс во время уроков?

И здесь у учителей свой резон. У них есть учебная программа, в которой чуть ли не весь год идут новые темы. А подготовка к ЕГЭ требует тщательной проработки всего курса за все годы обучения. При этом некоторые старшеклассники, как показывает практика, внезапно обнаруживают пробелы в знаниях на уровне начальной школы… Это ж какую гору материала им надо перелопатить, чтобы с таким «багажом» нормально сдать тесты! Конечно, частично педагоги этим в рамках уроков со школьниками занимаются, но…

– Нельзя научить всех всему, – говорит преподаватель одной из казанских школ Татьяна Егорова (имя по просьбе педагога изменено). – Невозможно каждому ученику в классе индивидуально разъяснить, в чем именно его ошибки, на это просто нет времени. И прорешать огромное количество тестов с каждым нереально. А сделать это нужно – чтобы набить руку, чтобы задания и алгоритм их решения были понятны. В идеале они должны дополнительно делать это сами, дома, но далеко не все подростки настолько самоорганизованны. Если говорить честно, и в прежние годы далеко не все выпускники школ хорошо знали основные предметы, но в условиях, когда выпускные экзамены у них принимали свои же учителя, это особо никого не заботило – все знали, что итоговая оценка в аттестате в любом случае будет не ниже той, на которую в среднем ребенок учился все годы. Но с появлением ЕГЭ проблема обострилась, и стало понятно, что многим школьникам нужны дополнительные индивидуальные занятия.

Вынужденная мера

Все было бы намного проще и понятнее, если бы репетиторов брали только для подготовки к Единому госэкзамену. Но сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что дополнительно и за деньги заниматься с педагогами дети начинают чуть ли не в начальной школе… Мотивируют это родители обычно так: программа стала очень сложной, ребенок не успевает осваивать тему в классе, либо учитель плохо объясняет, и они просто вынуждены прибегать к сторонней помощи. Хотя педагоги полагают, что в таком объяснении есть известная доля лукавства. Директор гимназии Марина Пичугина поясняет: если учитель видит, что ребенку трудно освоить материал вместе с классом, он может посоветовать родителям дома дополнительно позаниматься с ребенком. Самим позаниматься. В конце концов, для начальной школы знаний у всех хватает. Но у родителей же вечно нет времени, они устают на работе, или у них на вечер свои планы. В общем, проще взять репетитора, а потом сказать: так в школе требуют…

– Сейчас еще модно ездить в отпуск в бархатный сезон, то есть осенью, и брать с собой детей, – делится еще одной проблемой Марина Вавиловна. – В итоге ученик появляется в школе к середине первой четверти, он пропустил несколько новых тем… И в этой ситуации претензии к учителю, который «не объяснил», выглядят странно.

Но сказать, что родители всегда возводят напраслину на педагогов, тоже будет неправдой. Бывает, что и не объясняют нормально, и всячески подталкивают к мысли о дополнительных (конечно, платных) занятиях. Говорю не голословно – лично приходилось сталкиваться с ситуацией, когда учитель упорно не ставил ребенку выше тройки по своему предмету, в то время как весь класс знал, что те, кто после уроков занимаются с этим же учителем уже на коммерческой основе, не получают ниже четверки. При этом дети рассказывали, что «за деньги она понятно объясняет, не то, что на уроке».

Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что дополнительно и за деньги заниматься с педагогами дети начинают чуть ли не в начальной школе…История эта случилась около десяти лет назад, и мотивацию педагога в то время можно было если не оправдать, то хотя бы понять – учительские зарплаты на тот момент некоторые знакомые преподаватели называют «финансовым геноцидом». А как выживать на гроши, например, разведенной женщине с детьми на руках (каковых среди учителей немало)? Но даже с учетом этого ситуация была, согласитесь, не слишком красивая. Хотя, судя по рассказам других родителей, довольно типичная. Но сегодня зарплаты в школе ощутимо выросли, и сами учителя говорят, что репетиторские занятия в школе официально запрещены – якобы было некое соответствующее указание республиканского Минобрнауки. В самом министерстве, правда, в ответ на наш запрос прислали письмо, где говорится не об официальном запрете, а о том, что во все районные отделы образования республики «направлены аналитические и инструктивно-методические письма с разъяснениями по оказанию платных образовательных услуг, в том числе и письмо с уведомлением о вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации №706 „Об оказании платных образовательных услуг“. 

Но по сути это и есть запрет, так как в правилах, утвержденных упомянутым постановлением, говорится, что «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований». То есть, переводя на обычный язык, учитель не имеет права за деньги объяснять школьнику обязательную учебную программу.

В принципе, подавляющее большинство учителей согласны с тем, что это правильно.

– Заниматься за деньги с учениками из своего же класса крайне некорректно. Если тебя не устраивает зарплата, ищи другую работу, если ты не уходишь из школы, будь добр, свое дело делай добросовестно, – говорит казанский педагог Сергей Тарасов (имя также изменено). Сам он не скрывает, что занимается со старшеклассниками репетиторством, но не со своими учениками и только в свободное от работы время. Тем не менее и он, и другие педагоги, и директора школ, с которыми мы общались, признают: недобросовестные учителя, ведущие себя вот так некорректно, конечно, встречаются. Собственно, и в любой другой профессии можно встретить недобросовестного специалиста, но мы пока говорим именно о школе. Как полагают опять же сами педагоги, с этим крайне трудно бороться. Так как очень сложно доказать, что учитель вынуждает родителей заплатить за дополнительные занятия. И сам факт оплаты поди докажи – может, учитель бескорыстно решил после уроков позаниматься с отстающими… В уже цитируемом нами пояснительном письме по проблеме репетиторства, подготовленном по запросу газеты республиканским Минобрануки, говорится, что «в 2012–2013 годах в министерство поступило только одно обращение от граждан с жалобами на осуществление платных образовательных услуг отдельными педагогическими работниками». А нет жалоб, как вы понимаете, – нет и проблемы.

Означает ли отсутствие жалоб, что ни у кого из родителей нет претензий к недобросовестным педагогам? Опять же из личного опыта – конечно, нет. Но родители прекрасно понимают, что жалобу еще сначала будут рассматривать, учитель будет оправдываться, разбирательство может затянуться. Но даже если педагога административно накажут – не факт, что его сразу же и уберут из класса. Так что все это время ребенок будет заниматься у этого же учителя. А кто же желает лишних психологических и учебных проблем собственному ребенку?

Юридические нюансы

И все же вернемся к тем репетиторам, которые помогают готовиться к ЕГЭ, то есть к тем, кого родители нанимают исключительно добровольно. Вспомним, что учителя, с которыми я разговаривала по данной теме, убедительно просили не называть их настоящих имен. Понять педагогов можно – по закону преподаватель, оказывающий «платные образовательные услуги», должен сначала получить лицензию, а затем платить с дополнительных доходов налоги. Но, констатируют в Минобрнауки, «в настоящее время рынок индивидуальных платных образовательных услуг больше представлен педагогическими работниками, не имеющими государственной регистрации, следовательно, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность, за которую предусматривается административная, налоговая или уголовная ответственность».

И в этом еще один нюанс проблемы. Да, с юридической точки зрения репетиторство обыкновенное, когда родители напрямую договариваются с педагогом и платят ему «в карман», незаконно. Но выводить эту деятельность «из подполья» участникам процесса невыгодно – ни учителям, которые в этом случае должны будут платить налоги, ни родителям, потому что стоимость услуг, конечно, тут же вырастет. С другой стороны, в этой ситуации родители не гарантированы от некачественной услуги – ведь контролировать «нелицензионного» репетитора некому, и конечный результат его работы не очевиден до тех пор, пока ребенок сдаст или не сдаст экзамен на нужные баллы. Конечно, особо продвинутые родители репетиторов берут не абы каких, а только по рекомендации знакомых, но не все ведь хорошо ориентируются на образовательном рынке.

И еще один момент. Никто, как видим, не жалуется на плохую работу репетиторов. Более того, их тщательно ищут, а координаты особо рекомендуемых бережно передаются от одних родителей к другим (чуть не сказала «по наследству»)…

Безусловно, в проблеме репетиторства есть масса других нюансов, не упомянутых в данной статье. Возможно, эта тема должна стать предметом отдельного обсуждения в обществе – среди педагогов, родителей, руководителей органов образования… Однако сколько бы мы ни говорили о том, что в школе должны всех детей учить так, чтобы не было необходимости в репетиторах, что их деятельность нужно выводить на законный уровень, чтобы ее можно было контролировать, пока множество родителей готовы платить педагогам наличкой и без договора за дополнительные индивидуальные занятия с их детьми, полагая (вполне оправданно, кстати) эту плату лучшим вложением в детское образование, репетиторство будет существовать. Это закон рынка – раз есть спрос, обязательно будет и предложение.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще