Сколько в Татарстане гидротехнических сооружений? Оказывается, на этот вопрос нет конкретного ответа – у разных ведомств разные данные. Эта цифра колеблется примерно от шестисот до тысячи и более. Кроме того, большая их часть не имеет официальной регистрации, а значит, ремонт и содержание таких объектов остаются под вопросом.
Тем не менее авария, произошедшая в минувшем году на плотине реки Большая Бахта в Чистопольском районе, наглядно показала, что лучше упредить подобные ситуации, нежели потом устранять последствия ЧП. Напомним, что тогда произошел размыв плотины и подтопленными оказались сотни жилых домов. Кроме того, смыло автомобильный мост Чистополь – Четыре Двора. Только строительство нового моста обошлось республиканской казне в сумму более 40 млн рублей. Хорошо, что обошлось без человеческих жертв.
С того момента прошло более года, а неразбериха с гидротехническими сооружениями в республике до сих пор продолжается. И больше всего она касается объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В свое время большинство гидротехнических сооружений было передано на баланс органов местного самоуправления. Правда, сделано это было без оформления необходимой документации и передачи финансовых средств на их содержание. Получилась парадоксальная картина: эти объекты уже не государственная собственность, но и муниципальной она в полной мере не стала. Фактически, гидротехнические сооружения оказались никому не нужными. Что из этого следует, можно представить…
Сейчас отсутствует единый учет этих объектов, отражающий их реальное состояние – технические характеристики, информация о собственнике. В различных республиканских ведомствах одни и те же гидротехнические сооружения могут иметь разные наименования и технические данные. Последний раз полная инвентаризация проводилась в 2005 году, а за прошедшее время часть из этих объектов была списана в связи с разрушением или спуском воды.
Чтобы привести их в надлежащий вид, в республике второй год реализуется программа по ремонту этих объектов. Только в прошлом году на эти цели из татарстанского бюджета было выделено 88 млн рублей, а нынче сумма возросла почти до 200 млн рублей. Но чтобы «осчастливить» какую-то плотину капремонтом, необходимо для начала ее зарегистрировать. Без этого важного шага, увы, она так и останется в сиротском состоянии. Поэтому сейчас на первый план выходит официальная регистрация всех гидротехнических сооружений. Вопрос в том, кто будет этот процесс финансировать? Муниципалы рассчитывали опять-таки на республиканские деньги, мотивируя это тем, что в свое время государственная власть передала органам местного самоуправления все объекты без надлежащей документации. Однако на заседании президиума республиканского Совета муниципальных образований было четко сказано, что регистрировать право собственности на гидротехнические сооружения районам и городам придется самим.
«В муниципальные бюджеты были переданы средства от промышленных предприятий за негативное воздействие на окружающую среду на территориях, а это около трехсот миллионов рублей, – напомнил председатель Совета МО Минсагит Шакиров. – Конечно, показатели у всех разные, но половину гидротехнических сооружений уже можно было зарегистрировать, а в нефтяной зоне муниципалитеты могли сделать все. Тем более что цена вопроса – всего семнадцать миллионов рублей».
Также муниципалам посоветовали не изобретать велосипед, а пройти проторенной дорогой Минземимущества, которое провело техническую инвентаризацию и зарегистрировало в республиканскую собственность 23 гидротехнических сооружения. «Сейчас по шести объектам мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, – рассказал первый заместитель министра земельных и имущественных отношений Сергей Демидов. – То есть эти сооружения в дальнейшем будут приносить дополнительные деньги казне. Подобной схемой могут воспользоваться и муниципальные образования».
В связи с этим упомянем еще об одной проблеме – кадровой.
На недавнем заседании Совета безопасности России, которое прошло в Самаре, основной темой для обсуждения стала как раз безопасность гидротехнических сооружений, и четко была поставлена задача – найти хозяев всех «сиротских» объектов. Но это только первый этап по наведению порядка в данном вопросе. Еще одна задача – найти грамотных работников, которые бы правильно обслуживали гидротехнические сооружения и вовремя устраняли нарушения. Это особенно актуально для объектов, находящихся на балансе сельских поселений.
Сейчас идет процесс формирования республиканского бюджета на следующий год, и многие плотины, нуждающиеся в ремонте, увы, в него не попадут. Если затянуть оформление документов, то и в последующие годы ситуация не улучшится. В любом случае муниципалам стоит поторопиться с регистрацией, ведь воде все равно – есть хозяин у плотины или нет. Придет паводок, и разрешения, как себя вести, большая вода ни у кого спрашивать не будет.
наша справка
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» данные объекты – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При помощи гидротехнических сооружений решаются на практике вопросы использования, охраны водных ресурсов, борьбы с вредным действием вод и так далее.