Полет над «гнездом» с опушки

Вам приходилось летать на самолете без единой авиационной детали? Потрясающее ощущение!

Автор тысячи изобретений американец Томас Эдисон известен во всем мире. А кто знает изобретателей Федора Сычева из Набережных Челнов или казанца Бориса Гартвига? Таких наберется не более тысячи человек. А ведь «эдисонов районного масштаба» у нас пруд пруди!

Автор статьи: Евгений УХОВ

information_items_10075867

Вам приходилось летать на самолете без единой авиационной детали? Потрясающее ощущение!

Автор тысячи изобретений американец Томас Эдисон известен во всем мире. А кто знает изобретателей Федора Сычева из Набережных Челнов или казанца Бориса Гартвига? Таких наберется не более тысячи человек. А ведь «эдисонов районного масштаба» у нас пруд пруди!

Эти удивительные люди составляют единственное в своем роде народное КБ, на которое государство не тратит ни рубля. Сами изобретают, конструируют, сами же изготавливают опытные образцы. Им не нужны ни фонды, ни комплектующие, их промбазы – свалки и кладбища техники, их сборочные цеха – сараюшки и гаражи. В этих закутках, а то и вовсе под открытым небом, рождаются самобытные, не имеющие промышленных аналогов мини-тракторы, вездеходные амфибии или аэросани, супервелосипеды и даже самолеты!

Аэроплан собственной конструкции Ахмад Гарипов из Богатых Сабов собрал на чердаке собственного дома. Его летательный аппарат был деревянным, на обшивку пошла авиационная фанера, на пропеллер – липовый брус, двигатель тоже соответствовал легкости конструкции – лодочный мотор «Ветерок» мощность 10 лошадиных сил.

Не знаю, взлетел ли с подволоки тот самобытный мастер. Но мне довелось полетать на воздушном судне подобной ручной сборки.

В одной из командировок в соседнюю Марий Эл я познакомился с Аркадием Козловым из села Люльпаны, штатная должность которого (оператор очистных сооружений) никак не отвечала его небесным устремлениям – он конструировал и собирал… самолеты. И сам на них летал.

Прежде чем собрать свой первый самолет, Аркадий смастерил из утиля легковушку. Потом таким же образом – грузовичок, универсальный трактор с ковшом-опрокидывателем. Предтечей крылатой техники Козлова стал мотодельтаплан, на котором он постигал азы пилотирования, поднимаясь в небо метров на полста. Свой первый самолет он оснастил тракторным двигателем. Зверь, а не мотор! Первенец стремительно набирал высоту, но при посадке «клевал» носом. После нескольких жестких приземлений Аркадий усовершенствовал небесный тихоход, сделав его легким, простым в управлении и безопасным.

Эту новую машину, «обутую» в лысеющие покрышки от «Жигулей», мы с Козловым катили от его дома до шоссе у лесной опушки. Ранним утром оно было пустым, как взлетная полоса. Усадив меня сзади, пилот шнурком, как бензопилу, запустил сблокированные мотоциклетные движки. Пробежка, прыжок, отрыв… Ощущение, будто тебя пристегнули к взлетающей газонокосилке! Похолодело внизу живота – как-никак летишь в самолете, в котором нет ни одной авиационной детали.

Пять минут – полет нормальный! Осмелев, я попросил пилота взять курс на мою родную деревню Вордушино в нескольких километрах от места взлета. Аркадий понимающе кивнул. И вот уже внизу знакомый еловый овраг, часовня, несколько пустующих изб. Пролетев над моим родным гнездом, пилот повернул восвояси.

После того как сели, я спросил: «Когда следующий полет?» «Через год, не раньше, – охладил мой пыл Козлов. – Есть у меня несколько мыслишек».

Действительно, его следующая модель АК-4 уже больше походила на заморскую «Сессну»: изящный фюзеляж, мотор от «Волги» в сто лошадок, вполне комфортная кабина. Когда в День авиации он решил продемонстрировать односельчанам ее возможности, председатель предупредил: «Летать летай, только коров не пугай!»

Еще одно изобретение, вполне профессиональное, поразило меня в Набережных Челнах. На строительстве одного из зданий кирпичную кладку вел… робот! Закованное в блестящий кожух двухметровое устройство, напоминавшее башенный кран, споро укладывало кирпичи, орудуя механической конечностью. Выложенный железной рукой простенок выглядел идеально ровным – и без всякого отвеса!

Робота-каменщика сконструировали доцент кафедры технологии строительного производства Ташкентского политехнического института Петр Андреевич Малов и его сын, старший инженер главка управления «Приволжскавтомеханизация» Юрий Петрович. Оба много лет вынашивали идею создания автомата с программным управлением, который мог бы заменить человека в одной из самых трудоемких строительных операций. Уникальная машина, созданная на базе «Камгэсэнергостроя», укладывала кирпич со скоростью, которой позавидовал бы каменщик экстра-класса: 21 кубометр за смену! Агрегат передвигался по рельсовым рамам, а с этажа на этаж его переставлял кран.

  • Пробежка, прыжок, отрыв… Ощущение, будто тебя пристегнули к взлетающей газонокосилке! Похолодело внизу живота – как-никак летишь в самолете, в котором нет ни одной авиационной детали

Но, несмотря на немалые капитальные вложения, дальше эксперимента дело не пошло. Фиаско потерпел и другой проект Маловых – универсальный полуавтоматический подаватель раствора «Таран». По магистрали-шлангу с соплом раствор насосом наносился на обрез стены, как паста на зубную щетку; каменщику оставалось лишь припечатывать кирпич к кирпичу.

В сравнении с этими миллионными затратами средства, которые выделил на свое изобретение челнинец Федор Сычев, выглядят мизерными: десяток старых велосипедов и несколько тысяч рублей, истраченных на бумагу под чертежи. Правда, итог тот же. Что же он сочинил? Велосипед, на котором не надо крутить педали.

Идея универсальной машины, на которой человек мог бы без особых усилий преодолевать подъемы, ехать по грязи и песку, засела ему в голову еще с тех пор, когда после войны к нам из Германии хлынули трофейные велосипеды. Один из них докатился до села Ломовня Горьковской области и очутился во дворе родной тетки пятилетнего Феди. Вот радости-то было! Правда, машина оказалась тяжелой в ходу – чтобы развить на ней скорость по проселочной дороге, приходилось выбиваться из сил. Тогда-то мальчишка и стал мечтать о велике, езда на котором была бы в радость. Осуществить ее удалось, лишь когда он с семьей перебрался в автоград и устроился на КамАЗ.

Долгие месяцы он корпел над своим детищем. А когда впервые проехал на нем, все ахнули – велосипед буквально летел по асфальту! Его тут же остановили гаишники, чтоб поближе разглядеть необычное транспортное средство. Было чему удивляться: привычную звездочку с педалями заменяли деревянные рычаги за седлом, напоминающие задние ноги кузнечика. В этом и заключался фокус: педали не надо было вращать, а лишь давить на них сверху вниз.

Изобретением Сычева заинтересовалась зарубежная фирма, вознамерившаяся запустить его в производство. Отечественные производители к проекту остались равнодушными. Всегда у нас так! Прав был Салтыков-Щедрин: «Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении». Вот придумал Сычев валенки с подогревом для рыбаков, охотников, спасателей МЧС, модифицировав обычные катанки в мини-печки. Наладил в своем гараже кустарное производство специальных стелек, работающих по принципу электроплитки. Питаются они от карманного аккумулятора и автоматически отключаются через каждые 15 минут подогрева. Но кто-нибудь видел чудо-стельки в продаже?

  • Выпускнику факультета механизации Казанского сельскохозяйственного института Вадиму Коробовскому, чтобы добраться до места распределения, не пришлось тратиться на железнодорожный билет до Красноярска: расстояние в несколько тысяч километров он преодолел на самодельном автомобиле «Кроссворд»

Другой пример. Зимой дворники не успевают очищать дворы и тротуары от снега – нет у них для этого средств малой механизации. Но кто из них знает, что казанец Владимир Игумнов уже давно своеобразно решил эту проблему, сконструировав… снегоуборочный мотоцикл? Его теща работала дворником, и, чтобы как-то облегчить ее нелегкий труд, зять придумал агрегат, в разы ускоряющий уборку дворов и улиц от снега. К мотоциклу
К-750 с коляской он приварил нож с транспортерной лентой, который можно опускать и поднимать в зависимости от высоты снежного покрова. «Модернизация» мотоцикла обошлась ему недорого. Зато участок, на уборку которого дворник с лопатой тратит несколько часов, мини-бульдозер чистит за 15 минут.

С увеличением скорости очистки, но уже не улиц, а молодых хвойных делянок от затеняющих их лиственных пород, связано изобретение потомственного лесничего Геннадия Алексеевича Алексеева. Обычно эта операция проводится с помощью воздушной аэрозольной обработки, после которой лес выглядит так, будто попал под ураган. Гибнут и деревья, не мешающие хвойным плантациям.

Варварская «зачистка» в свое время так поразила Алексеева, что он всерьез задумался, как найти иной, более цивилизованный, дешевый, а главное – эффективный метод. И создал инструмент, напоминающий садовый секатор, но с зубастой рогаткой на конце. Его «челюсти» сжимают стволик, «зубы» прокусывают кору, а в ранку из дозатора впрыскивается ионный раствор. После такой инъекции дерево засыхает само собой. Работать с этим инструментом не обременительнее, чем собирать грибы.

На одном семинаре, где лесничий демонстрировал свое изобретение, кто-то из коллег воскликнул: «Да это же настоящая кобра – кусает и яд выпускает!» Название «Кобра» закрепилось за детищем Алексеева. Заказы посыпались отовсюду. Поначалу он выполнял их сам из подручных материалов. Однако при всем своем усердии заменить целый цех не мог. Попытки же заинтересовать новинкой руководство лесного ведомства, наладить ее промышленное производство успеха, увы, не имели. Страна продолжала закупать громоздкие шведские кусторезы, работать с которыми приходилось в респираторе и наушниках, иначе можно отравиться выхлопными газами и оглохнуть от шума бензинового мотора. К тому же после такого «лесоповала» требовалось повторно опрыскивать пеньки раствором гербицида.

Примечательно, что народная смекалка, как правило, срабатывает быстрее, чем ведомственная. Помните трагедию в Самаре, когда в горящем здании областного УВД погибли десятки людей? Не имея возможности добраться в дыму до запасных выходов, они бросались с верхних этажей и разбивались. 62-летнего подполковника в отставке Бориса Александровича Гартвига это жуткое ЧП подвигло на создание индивидуального средства спасения.

Его СПГ (спасательное приспособление Гартвига) представляет собой «люльку» с дюралюминиевой трубкой и намотанным на нее тросом, конец которого крепится у окна в помещении (это может быть специально вбитый крюк или батарея центрального отопления). При пожаре следует сесть в «люльку» и, держа в руках вращающуюся трубку, плавно спуститься вниз. Возможно, такое приспособление в свете участившихся пожаров и газовых взрывов в домах и офисах имело бы широкий спрос, да только где его взять? Ни одна из служб МЧС им не заинтересовалась.

Что касается меня, то вопрос семейной безопасности в экстремальных ситуациях я решил намного проще. На лоджии приготовлена бухта скалолазной веревки с узлами и карабином на конце, который в случае чего можно пристегнуть к межэтажной балконной лестнице. Сбросил канат и спускайся! Конечно, идея эта на патент не тянет, но, может быть, при пожаре кому-то пригодится?

Впрочем, изобретения изобретениям рознь. В свое время выпускнику факультета механизации Казанского сельскохозяйственного института Вадиму Коробовскому, чтобы добраться до места распределения, не пришлось тратиться на железнодорожный билет до Красноярска: расстояние в несколько тысяч километров он преодолел на самодельном автомобиле «Кроссворд». Что неудивительно: за время учебы в КСХИ студент получил несколько свидетельств на изобретения. И все эти годы из собственноручно вычерченных, рассчитанных и изготовленных деталей и узлов скрупулезно собирал свой седан, который с честью выдержал испытания сибирским бездорожьем.

Другой Кулибин, неработающий 28-летний казанец с незаконченным средним образованием, в домашних условиях собирал прослушивающие устройства и продавал на рынке. «Жучки» были сделаны столь профессионально, что ими даже заинтересовались соответствующие органы в Москве. Спецгруппа, прибывшая из столицы для «разработки» умельца, взяла его на контрольной закупке. На допросе он признался, что техсредства для «прослушек» изготовил по рецептам из Интернета. Однако эксперты, изучавшие изделия, не могли не отметить неоспоримых признаков его неординарного технического мышления.

Так что есть у нас эдисоны, есть! 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще