И вновь о тайнах «озера сокровищ»

За день до мировой премьеры на экраны кинотеатров Татарстана выходит фильм, обещающий стать кинематографической «визитной карточкой» Казани

30 апреля в кинотеатрах Татарстана начнет демонстрироваться приключенческий фильм «Сокровища О. К.», герои которого заняты поиском ханского клада, спрятанного, согласно легенде, в озере Кабан перед нашествием войск Ивана Грозного.

Автор статьи: Евгений УХОВ

information_items_10074919

За день до мировой премьеры на экраны кинотеатров Татарстана выходит фильм, обещающий стать кинематографической «визитной карточкой» Казани

30 апреля в кинотеатрах Татарстана начнет демонстрироваться приключенческий фильм «Сокровища О. К.», герои которого заняты поиском ханского клада, спрятанного, согласно легенде, в озере Кабан перед нашествием войск Ивана Грозного.

Фильм этот мы ждали давно, ведь большая часть картины снималась в Казани, и теперь есть возможность во всей красе увидеть нашу столицу в полнометражной художественной ленте. Вдвойне приятно, что фильм выйдет на широкий экран в канун Универсиады-2013, ведь сначала премьера намечалась на сентябрь.

Что касается достоверности сюжета, то создатели фильма свою творческую задачу видели в том, чтобы воплотить на экране красивую легенду, но не фрагмент учебника истории. А о фактах, предположениях, домыслах, до сих пор сопровождающих историю поисков ханского клада, читайте в нашей сегодняшней публикации…

 

Летом 2003 года со дна озера Кабан извлекли загадочный объект. Сенсационная новость поставила на уши всю журналистскую рать. Представители СМИ, волной набежавшие на берег озера у Татарского академического театра им. Г.Камала, стали свидетелями захватывающего зрелища: в окружении милицейского оцепления аквалангисты грузили в машину покрытый слоем грязи и водорослями сундук. В сопровождении усиленного эскорта он был препровожден в Национальный музей РТ, где находкой занялись эксперты.

Каково же было разочарование представителей массмедиа, томившихся в ожидании раскрытия 450-летней тайны озера Кабан, когда им наконец предоставили возможность взглянуть на содержимое сундука. Никто в тот момент и не вспомнил, что, по преданию, хан закатал сокровища в просмоленные бочки. А тут перед акулами пера и диктофона предстала… обычная поллитровка! Как выяснилось, столь неординарным рекламным ходом один из ликеро-водочных заводов пропиарил новую марку алкоголя. Но, поскольку розыгрыш тут же перешел в презентацию с дегустацией, журналистам ничего не оставалось, как запить горькую пилюлю «сорокаградусной».

И вот спустя почти десятилетие на экраны кинотеатров РТ (на сутки раньше мировой премьеры) выйдет приключенческий фильм «Сокровища О. К.», герои которого ищут ханские богатства, будто бы спрятанные в озере перед нашествием войск Ивана Грозного. Поскольку его действие одновременно происходит в двух эпохах, то и мы позволим себе свести в рамках статьи все мыслимые и немыслимые исторические, мифологические, авантюристические и даже уфологические обоснования воссозданных в нем событий.

Две самые известные из татарских легенд связаны с взятием Казани царем Иваном IV в 1552 году. Одна – о царице Сююмбике, якобы бросившейся с башни, чтобы не достаться победителям, другая – о ханских сокровищах, с той же целью утопленных в озере Кабан. В отличие от первой вторая до сих пор официально не опровергнута, что подвигает энтузиастов-кладоискателей на упорные попытки поднять с его дна несметную казну. Пока они на пути к заветной цели ведут сбор средств, не афишируя глубину своих знаний о месте клада, режиссер Дмитрий Коробкин рискнул снять по мотивам обросшей бесчисленными версиями химеры полнометражный художественный фильм, который, несомненно, вызовет к ней новый выплеск не только любопытства, но и, возможно, туристического интереса.

Искусство, конечно, как и красота (по мнению незабвенной Фаины Раневской), – страшная сила. Поэтому мы, ни в коей мере не ставя под сомнение полет творчесой фантазии авторов столь ожидаемой ленты, решили напомнить зрителю, прежде чем он усядется перед экраном со стаканом попкорна, некоторые нюансы непреходящего интереса к тайне озера сокровищ, не менее темной, чем его воды.

Кто только не помышлял завладеть его мифическим кладом! Еще в конце XIX века бельгийская фирма, осуществлявшая перевод казанского трамвая на электрическую тягу, предложила городской Думе безвозмездно вычистить легендарный водоем. С одним условием: все найденное на дне – ее собственность! Тогдашний градоначальник от сделки отказался: а вдруг и впрямь чего найдут, как бы не продешевить. Известно ведь, что и золото, и серебро, и алмазы-изумруды, включая рубины Сююмбике, у хана были в изобилии. Не могло же все это бесследно исчезнуть!

В 20-е годы следующего столетия аналогичное предложение последовало из Америки: теперь уже татарские эмигранты на тех же условиях предлагали «отфильтровать» родимый водоем. Но красная власть его проигнорировала – у нее других забот хватало. К тому же возникли подозрения: не хотят ли беглецы «отмыть» свои личные фамильные «заначки»? Тем не менее факт остается фактом: коль на протяжении стольких лет древний водоем (по мнению ученых, его возраст превосходит тысячелетие) приковывает к себе помыслы такого количества людей, значит, на его дне действительно зарыта собака – сокровища то бишь?

Писатель Рафаэль Мустафин, посвятивший этой теме немало лет, придерживался мнения, что это скорей не легенда, а непроверенный слух. Один из потомков богатой казанской знати Исмагил Азимов, род которого известен со времен расцвета Казанского ханства, поведал писателю, что у них часто вспоминали, как предки незадолго до осады казанской крепости войском Ивана Грозного ссыпали золотые украшения, монеты, прочие драгоценности в просмоленные бочки и утопили их в озере. Он даже место примерно показал – недалеко от обувной фабрики «Спартак». И именно здесь в 50-е годы был найден какой-то необыкновенный бочонок!

Равиль Богданов, проработавший на лодочной станции всю жизнь, рассказал Мустафину, что когда здесь утонул спортсмен, в поисках его тела стали прочесывать дно линями с крючьями на концах. Один из них и зацепил бочонок. Он оказался таким тяжелым, что поднять его со дна на поверхность удалось лишь с помощью десяти связанных между собой канатом прогулочных лодок. Но при попытке отбуксировать бочонок к причалу он сорвался с крюка и ушел вниз. На другой день вызвали водолазов, но они не могли ничего отыскать во взбаламученной воде – многометровый слой донного ила поглотил таинственную находку. Кстати, это не вымысел: происшествие официально запротоколировано.

Спустя несколько лет редакция одной из центральных газет снарядила сюда экспедицию, участникам которой с помощью современнейших приборов удалось зафиксировать в этом месте наличие некоего цветного металла. Но спустившиеся под воду аквалангисты отступили перед реальной опасностью быть засосанными полужидким илом, как тот сорвавшийся с крючка бочонок.

Когда в середине 80-х годов прошлого века в акватории Ближнего Кабана появился громадный земснаряд, народная молва тут же связала это с возобновлением поисков упокоенных на дне сокровищ, но уже в «промышленном масштабе». И лишь узкий круг гидростроителей был в курсе: спасать надо было не ханские сокровища, а сам уникальный водоем, который к тому времени оказался на грани гибели.

Легенды легендами, но санитарное состояние крупнейшего из внепойменных озер республики нуждалось в неотложной реанимации (упоминания об угрожающей запущенности озера, превращенного в городскую сточную канаву, можно встретить еще в «Спутнике Казани» за 1895 год). Сюда столетиями сбрасывали навоз и нечистоты, а в наше время химкомбинат им. Вахитова травил его флору и фауну отходами производства мыла и стиральных порошков. В результате здесь образовался так называемый антропогенный черный жидкий ил толщиной до десятка метров.

Еще в начале ХХ века некий инженер-капитан Шевяков представил на рассмотрение гордумы предложения по улучшению состояния озера. За этим последовал другой грандиозный план: «промыть» озеро водами реки Меши с последующим сбросом их через Казанку в Волгу. Когда в 1928 году произошел первый массовый замор рыбы, была создана специальная комиссия по оздоровлению загнивающего Кабана. Однако осуществить разработанный проект помешала война.

И вот в восьмидесятые Управление благоустройства города наконец-то конкретно озаботилось спасением исторического водоема. Была поставлена задача заменить его «мертвую» воду «живой», сделать озеро чистым и рыбным. Я встретился тогда с начальником СУ-480 объединения «Трансгидромеханизация» Иваном Горбаневым и поинтересовался, с чем связано появление мастодонта-землесоса на городском озере.

– Для уникальной гидротехнической операции по его очистке решено использовать мощнейший из существующих ныне в стране земснарядов, – пояснил Горбанев. – Он будет гнать пульпу по 15-километровому трубопроводу в загородные ванны-отстойники. Замечу, что даже мне, проложившему не один десяток подобных стальных рукавов, не приходилось раньше иметь дело с пульпопроводом подобного масштаба. Планируем перекачать по нему около двух миллионов кубометров ила, зараженного солями тяжелых металлов. Ведется монтаж специальных установок для аэрации воды.

– А как же сокровища?

– Ну, куда без них! Мы даже специальные решетки на трубе установили, сквозь которые просеивается пульпа. Только улов пока небогат: ржавый маузер да медный казан. Хотя, если судить по его богатой росписи, он вполне мог принадлежать к ханской утвари…

С каждым годом историко-мифологический сюжет прирастает все более фантастическими идеями. Апологеты теории внеземных цивилизаций придерживаются версии, что к тайне озера причастен НЛО! В качестве доказательства приводились ссылки на средневековую книгу «Беан Дастан-уд-Тарих», где упоминается яркая звезда, внезапно засверкавшая над Казанью и упавшая в воды озера. «Сокровище Богов», как сказано в ней, еще целый месяц излучало голубоватый свет, привлекая к берегам толпы любопытствующих горожан. Правда, известный литературовед Шакир Абилов не смог припомнить такого сюжета, хотя и не исключил возможности, что в каком-то издании древнего дастана нечто подобное могло и промелькнуть. Речь вполне могла идти об астероиде или болиде, с которыми за прошедшие столетия Земля встречалась неоднократно.

Существует и вовсе абсурдное предположение, будто на дне озера покоятся сокровища, награбленные… Наполеоном в Москве! Казалось бы, нонсенс. Тем не менее в 1997 году газета «Отражение» опубликовала заметку, автор которой, ссылаясь на мемуары некоего сержанта армии Бонапарта, утверждает, что эта версия вполне правдоподобна. Ведь повозки с трофейными драгоценностями до Парижа не дошли. А если верить источникам, сокровища утоплены на дне озера. Какого именно, неизвестно. Тогда почему бы не Кабана? Правда, для этого наполеоновскому обозу пришлось бы совершить немыслимый маневр: двигаться не на запад к Смоленску, а в обратную сторону, на восток! Видимо, автор версии придерживался афоризма Бернарда Шоу: «Вы видите что-нибудь   и задаетесь вопросом: „Почему?“ А я придумываю такое, чего никогда не было, и говорю: «Почему бы и нет?»

История с предполагаемым утоплением ханских сокровищ в озере Кабан поразительно напоминает более позднюю мистификацию о якобы зарытой в окрестностях города части золотого запаса Российской империи, утаенной группой белых офицеров при вывозе его из Казани осенью 1918 года. До сей поры золотой схрон будоражит фантазии кладоискателей. Еще бы, содержимое ящиков может во много раз превосходить ценность ханского клада! Недавно эта сомнительная история, подтвержденная якобы некими документальными свидетельствами, вновь всплыла в СМИ. Остается удивляться, почему столь «жареный» сюжет обходят вниманием киношники.

Впрочем, где явь, где миф, а где поверья наш читатель через неделю сможет убедиться сам. Пока же сошлюсь на мнение Президента Татарстана Рустама Минниханова, которому в Москве была показана рабочая версия фильма, снимавшегося в Казани, Москве, Владивостоке: «Впервые в большом кино во всей красе я увидел нашу Казань. Очень красивый, увлекательный и смешной фильм, снятый с большим размахом. Еще я был приятно удивлен великолепной актерской игрой наших молодых артистов Эльвиры Ибрагимовой и Байбулата Батуллина, которые не затерялись в столь звездной компании».
 

* * *

В начале этой недели в Казани состоялся закрытый показ фильма «Сокровища О. К.». Как сообщает «Татар-информ», на эту презентацию в столицу Татарстана приехали актеры Мария Кожевникова, Виктор Вержбицкий, Денис Ясик, режиссер фильма Дмитрий Коробкин, генеральные продюсеры Вадим Быркин и Олег Сурков.

На прошедшей после показа пресс-конференции Дмитрий Коробкин рассказал, что выход фильма приурочен к Универсиаде. Изначально такая задача перед создателями картины не ставилась, старт проката был запланирован на сентябрь, однако руководство республики, с которым сотрудничают кинематографисты, поставило задачу выпустить фильм до Универсиады.

«Сокровища О. К.» будет транслироваться и во время Игр, его планируется продублировать на английском. По мнению Вадима Быркина, Казань получила достойную «визитную карточку». Режиссер картины при этом подчеркнул, что целью ее создателей было показать городскую легенду, а не иллюстрировать учебник истории.

Шла на пресс-конференции речь и об окончательном названии картины. Оно долго согласовывалось, и в результате в титрах оставлено название «Сокровища озера Кабан», а в качестве маркетингового – «Сокровища О. К.». «Такое неоднозначное название, которое позволяет фантазии двигаться в разных направлениях», – сказал Олег Сурков.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще