В Казани прошли мастер-классы Шалвы Амонашвили
Авторский семинар Шалвы Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» прошел на базе казанской средней школы №165. Академик Российской академии образования, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета, руководитель Международного центра гуманной педагогики, знакомый многим по книгам и педагогическим методикам, которые практикуют в нашей стране и за рубежом уже много лет, Амонашвили давал мастер-классы для коллег и говорил о старых и новых проблемах школьной системы.
– «Здравствуйте!» Я вложил в это слово свою любовь к каждому из вас, – так начинает Шалва Александрович урок с второклассниками из 165-й школы. – Сделайте и вы мне такой подарок.
Дети повторяют приветствие – осознанно, с чувством, как обращаются друг к другу настоящие друзья и коллеги.
– Представим, что у всех вас день рождения, – продолжает учитель (в классе – радостное возбуждение). – И я пришел к вам с подарками. Мои подарки – слова, вы можете их у меня забрать. Одно из них – слово «человек».
Дети знакомятся с фразой «Ты человеком родился, но Человеком должен стать».
– Что это за странность? – размышляет Шалва Александрович. – Два раза повторяется одно слово, но во второй раз – с большой буквы… Друзья, помогите мне понять. Каждый из вас – мой учитель. Учитель, объясни мне смысл этой фразы…
Один из второклассников выходит вперед:
– Ты человек с рождения, но еще должен стать умным, самостоятельным, добрым…
Вслед за ним каждый в классе встает на учительское место.
– Сейчас дети выполняют то, что и составляет программу учителя, – думают, – обращается Амонашвили к педагогам – участникам мастер-класса.
Урок «строгой и ужасной» математики превращается у него в моменты удивительных открытий, когда учитель приглашает всех на небесный корабль «Планета Земля». Он пролетает 936 миллионов 250 тысяч километров вокруг Солнца в течение года.
– А в сутки, в час? Сколько мы уже пролетели, пока находимся в классе? – спрашивает учитель. Он подходит к каждому, кто хочет сказать, наклоняется или слушает, присев на корточки. Некоторые ученики говорят тихо, шепотом, на ушко.
– Та работа, на которую ребенок может решиться сам, и есть оценка. Отметки же убивают способность к самостоятельным суждениям, – говорит Амонашвили. – Психолог Артур Петровский охарактеризовал их так: «обнадеживающая» четверка, «равнодушная» тройка, «угнетающая» двойка… В этом состоянии ребенок и живет. Четверть всех детских суицидов происходит на почве оценок. А знаете ли вы, что у Министерства образования России есть инструкция, разрешающая в начальных классах работать как с оценками, так и без них, по выбору педагога?
В зале поднимается несколько рук педагогов. Но если не ставить оценок, как же отчитываться перед родителями?
– За десять дней до конца полугодия я предлагаю детям важную, «секретную» работу. Им страшно нравится эта «секретность», потому что они хотят скорее повзрослеть. Каждый из них готовит своими руками подарки для родителей, чтобы показать, чему он научился. И на родительском собрании я вручаю взрослым полные коробки подарков. Многие подходят ко мне: «Это правда делал мой ребенок?» В родителях нужно утверждать уверенность в способностях их детей. Где большие надежды – там большая педагогика.
Прощаясь с детьми, он благодарит каждого за руку:
– Я желаю, чтобы ваши сердца были отзывчивыми и о вас восклицали: «Ecce homo! – Вот человек!»
– Все, что не способствует воспитанию ребенка, нужно выбрасывать из учебной программы, – говорит он уже педагогам. – Мы взращиваем людей, а не закладываем информацию в компьютеры. Сегодня в школе дела обстоят нехорошо. Молодежь не владеет нравственностью, и это большая боль. А ведь хорошее знание алгебры не направляет сознание. Любые государственные стандарты образования – для среднестатистического специалиста. С ними может справиться каждый учитель. А школа всегда держалась на тех немногих, кто составлял в итоге ее совесть и славу, – учителях-наставниках, гуманистах, вдохновителях. Они ломают стандарты, а не следуют им. Сегодня нужны реформаторы, герои духа. Нужны уроки духовной жизни, чтобы доносить до молодого поколения: плохо мыслить, говорить, делать дурное – все это разрушает человека и нравственно, и физически. Не музейная красота, но красота в самом человеке спасает мир.
И еще:
– Учитель – это посредник между несозревшими силами ребенка и возросшим объемом знаний. Сначала возникает любовь к учителю, потом – любовь к знаниям. Нужно верить в безграничность ребенка, в свою искру Божью и преобразующую силу гуманной педагогики. Я старался возвести в каждом из вас «образовательный храм», который строится именно на этих воззрениях.
Общение с мастером побудило казанских учителей к непростым размышлениям о задачах педагога.
– Надо признаться, что с каждым годом работать творчески учителю все труднее, – признается Наталия Воронина, директор Кривоозерской средней школы Аксубаевского района. – Времени катастрофически не хватает из-за огромного количества бумаг, которые мы должны сдавать. Но тот, кто ценит свою профессию, конечно, найдет возможность расти и работать с отдачей.
– Я поняла, что в обучении неправильно работать над
– Когда учитель общается с учеником на равных, он как бы «приподнимает» его на новый уровень, – это уже Венера Садриева из зеленодольского лицея №9. – Так преодолевается страх. Ребенок принимает себя таким, какой он есть. И в этом состоянии легко справляется с любыми заданиями.
А пятиклассники казанской школы №43, с которыми Шалва Александрович провел урок «Математическая симфония», тоже оставили для учителя свои отзывы. Вот некоторые из них: «Этот урок вдохновил меня стать великим математиком», «Из нашего сердца льется симфония любви и доброты», «Это мы сами были учителями. Я словно чаша, которая наполнилась еще одной каплей мудрости».