«Школа – дело мужское»

Это утверждает директор нижнекамской школы №15 Виктор Орлов. Правда, с оговоркой: «Не думал, что на всю жизнь связываю судьбу со школой…»

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

information_items_71993

Это утверждает директор нижнекамской школы №15 Виктор Орлов. Правда, с оговоркой: «Не думал, что на всю жизнь связываю судьбу со школой…»

– Виктор Федорович, объясните: вы педагог по образованию, но говорите, что не планировали для себя эту профессию… Как же начался этот пожизненный роман со школой?

– Я в образовании человек не случайный. Мама почти сорок лет проработала в школе – от учителя русского языка и литературы до заместителя директора по воспитательной работе; тетя по отцовской линии была директором школы; дядя по той же линии директорствовал и заведовал городским отделом народного образования; моя старшая дочь преподает в Уральском педагогическом университете, у нее за плечами кандидатская диссертация.

– Получается педагогическая династия в третьем поколении, вы – посередине. Впечатляет.

– Как видите, «роман со школой» – дело фамильное.

Я родился и вырос на Урале в городе Полевской. Не многие, пожалуй, вспомнят, что это родина сказочника Павла Бажова. Я даже прихожусь ему дальним родственником.

– Вы серьезно?

– Не удивляйтесь. Мой дед и отец Павла Петровича были двоюродными братьями. Бывший российский Премьер-министр Егор Гайдар, как известно, был женат на внучке Павла Бажова. Получается, с писателем Аркадием Гайдаром мы, хотя и не кровные, но все же дальние родственники. Но я родословной пока вплотную не занимался: вот выйду на пенсию…

Ну а что касается педагогики, то я жил в атмосфере, которую создавали люди, крайне увлеченные этим делом, даже за общим обедом разговор переходил на школьные темы. Так что я с детства на вечном «педсовете».

В школе было два увлечения – химия и история. Но на химфак не взяли из-за слабого зрения, и я подал документы на истфак. Специализировался на истории древнего мира и средних веков, ездил в археологические экспедиции. Один раз в студенчестве пришлось побывать в Казани на музейно-археологической практике. И представить не мог, что со временем этот город станет мне ближе, чем тот, где я родился.

А вот в Нижнекамск я попал случайно. Нас с женой (мы поженились незадолго до защиты дипломов) почему-то направили по распределению в разные города: меня – на родину, а ее – в Нижнекамск. Ну я и поехал вслед за ней…

– Виктор Федорович, вам пришлось работать и в советской, и в постсоветской школах. И если их сравнивать?

– Не удивляйтесь, если скажу, что традиции советской школы благополучно существуют, просто не принято заострять на них внимание, делая акцент на инновациях. Советская школа в хорошем смысле консервативна, и спасибо, что у нас хватило мудрости не отказаться от ее добрых традиций. Сейчас изменились технические средства обучения, в школу пришли компьютеры, интерактивные доски, электронные журналы и дневники – детям все это нравится, а значит, процесс обучения становится более интересным. Нынче много говорят о работе с одаренными детьми, о деятельном подходе… А что, в прежней школе подход был бездеятельный? Та школа давала необходимый набор прочных знаний, поэтому не вижу причин искать в ней темные пятна.

Вот только жаль, что в современной школе нет необходимого синтеза традиций и инноваций. Да и минусов в электронном образовании тоже пока много, бюрократии все той же, только она из бумажной перешла в электронное состояние. Учителя стали меньше общаться с детьми…

Но есть и немало положительного. Например, прежде не обращалось такого внимания на здоровье детей. «На прививку, третий класс!» – это немного из другой оперы. Современные продвинутые программы рассчитаны на сохранение здоровья ребят, они формируют у них здоровый образ жизни. Качественные знания не в ущерб физическому здоровью – это стратегия дня.

Наша школа вот уже пятнадцать лет работает по здоровье-сберегающим технологиям. Разработана специальная программа, кстати, уже вторая по счету: с зарядкой для тела и для глаз. Мы за основу взяли опыт других школ страны, в том числе московских, а конкретно – так называемую технологию раскрепощения детей профессора Владимира Базарнова, которую успешно применяем в младших классах: учим детей быть здоровыми. Все это происходит в увлекательной форме, нравится и детям, и преподавателям.

– Кроме того что вы директор, вы еще и преподаете историю – дисциплину, которую общество со смакованием любит пересматривать… И это, как мне кажется, самый сложный момент для преподавателя, ведь изменить прошлое невозможно, а отношение к событиям – область не науки, а идеологии.

– Признаюсь: уже не преподаю. Учителям не хватает нагрузки, поэтому отдал свои часы молодому преподавателю, чтобы сохранить перспективного специалиста. Однако это не ответ на ваш вопрос. Ситуация с преподаванием истории на самом деле непростая. Судите сами: если прежняя программа отводила на изучение истории Великой Отечественной войны 24 часа, то сейчас учитель должен уложиться в восемь уроков! Вот потому-то Шварценеггера школьники знают лучше, чем маршала Жукова.

– На директоров школ, как известно, не учат, ими становятся. Как вы стали директором?

– Я работал в горкоме партии, когда на заслуженный отдых проводили директора школы №15 Татьяну Ильиничну Криницыну, и мне неожиданно предложили эту должность. Занять кабинет такого мощного директора? На это надо было решиться! Как меня, тридцатитрехлетнего, воспримет коллектив? А он в то время работал по программе школы полного дня, и это было дополнительной спецификой для начинающего руководителя. Район спальный, городская окраина, ничего кроме многоэтажек, даже библиотеки в микрорайоне не было… Поэтому школа полного дня была логичным решением: дети приходили сюда утром и уходили, когда родители возвращались с работы. Здесь готовили уроки, занимались в кружках, отдыхали, питались. Такая система себя оправдывала.

Однако ко времени моего прихода в 1986 году в обществе многое изменилось, и в начале девяностых мы поняли, что продленный день себя изжил. Дети стали называть школу «продлюга», одно это говорило не в ее пользу. Решили преобразоваться в школу-гимназию. Открыли классы с углубленным изучением математики, физики, биологии, химии, филологии. Возрос интерес детей к учебе. Были годы, когда из двух классов мы выпускали по 12 медалистов!

В 2007 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» на грант Президента России в миллион рублей. Работа по здоровьесберегающим технологиям принесла нам несколько побед в городском и республиканском конкурсах. На средства одного из республиканских грантов купили оборудование для работы по технологии Базарнова. Пожалуй, только у нас существует отдельная ставка педагога-валеолога – специалиста по резервам, потенциалу физического и психического здоровья.

– Виктор Федорович, скажите, школа – это мужское дело?

– Однозначно: мужское! Ну а о том, почему же при этом здесь так мало мужчин, задуматься должно государство.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще