У Любови Ивановны Морозовой, как у любого педагога, есть своя профессиональная статистика: в этом сентябре она начала учебный год в сорок четвертый раз, причем двадцать шесть лет она делала это в школе №21 города Нижнекамска.
«Спасибо за урок!» – эти слова ее ученики слышат каждый раз после школьного звонка. Уйти из класса на переменке Морозова не торопится: слишком о многом хотят поговорить с учительницей ее питомцы. Любовь Ивановна – словесник. Так кому же, как не ей, помогать детям обращать эмоции в слова?
На свой первый урок она, выпускница Мензелинского педагогического училища, шла с чувством готовности выполнять свой важный долг. Это чувство ни разу не подточил червячок сомнения. И сегодня свою профессию Морозова считает одной из самых важных. Опыт убедил ее и в том, что урок всегда должен быть откровением двух сторон – учителя и класса, как бы спектаклем, где роли заранее известны, но который всегда идет без репетиций.
Неразделимость понятий «преподаватель» и «артистизм» она усвоила еще с училища, где довелось осваивать сценическое мастерство, где им, провинциальным девчушкам, каждой со своим местным говорком, упорно ставили литературное произношение… Ах, с какой благодарностью Любовь Ивановна говорит о той «старомодной» школе педагогического мастерства!
Возможно, сегодня это многих удивит, но, когда сорок лет назад она приехала в Нижнекамск, в школе работы для молодого учителя поначалу не нашлось. Не без труда она устроилась в детский сад. Вскоре ей предложили организовать работу с комсомольцами школьного возраста. Городской штаб при Доме пионеров назвали «Юность», для Любови Ивановны это был первый опыт подростковой педагогики. Она и сегодня убеждена, что психология юных не просто нуждается – требует коллективного общения в таких организациях, которые раньше назывались пионерскими. Распустив их, мы пошли против особенностей возрастной психологии. Посмотрите, как мало и как неумело говорят современные дети! Им просто негде учиться говорить.
Детская организация не только формировала чувство локтя, но учила и давала возможность мечтать и планировать будущее, считает Морозова. Жизненный стержень и сегодня необходимо формировать у любого школьника: неважно, отличника или троечника. Взрослыми членами общества станут все – тут исключений не бывает. Но как прикажете молодому человеку начинать жить, если у него нет жизненной стратегии? Помочь определиться с ней – одна из задач современной школы. По-старому говоря, это и есть идеология…
Как заместитель директора по методической работе, Любовь Ивановна старается удержать в стенах школы ценный опыт предыдущих педагогических поколений, вернуть в обновленном виде «хорошо забытое старое». Не забытое, впрочем, ею самой, много лет проработавшей замом по воспитательной работе.
- Именно в Нижнекамской школе №21 зародилась такая форма самоуправления, как совет старшеклассников. Ее потом подхватили другие школы, вырос даже городской совет старшеклассников
Между прочим, именно в Нижнекамской школе №21 зародилась такая форма самоуправления, как совет старшеклассников. Ее потом подхватили другие школы, вырос даже городской совет старшеклассников. Все это стало настолько привычным, что сейчас кажется: так было всегда. «Старая идеология» как нельзя лучше подошла к тому замечательному этапу существования, когда «автор» просто забывается. Примерно так песни становятся народными.
- Педагогу, который знает не больше того, что написано в учебнике, в школе по большому счету делать нечего
Слово «идеология» в понимании Любови Ивановны не имеет ничего общего с косными догмами. «Идеология» – это та самая цель жизни, которую должен вынести из школы каждый выпускник.
Она внимательно наблюдает за своими сегодняшними воспитанниками. Да, они не похожи на тех, с которыми
– Дети – это движение, радость, а вовсе не параллель компьютерным играм, где автоматически нужно убивать направо и налево, – говорит Морозова. – Они отзывчивы и склонны увлекаться, просто их нужно правильно сориентировать, показать, как велик простор для творчества…
Как же ей, педагогу с таким стажем, удалось сохранить верность своей непростой профессии?
– А знаете, я не мечтала с детства быть учителем, – вспоминает Любовь Ивановна. – Но получилось так, что из четверых детей в семье на эту стезю ступила именно я. А вот уже после училища я выбрала филологический факультет института вполне осознанно: нас настолько грамотно учили ценить литературный язык и все, что с ним связано, что тут уж я не сомневалась: хочу стать словесником, хочу достичь в этом мастерства! Ну а профессия никогда не покажется трудной, если ты ее любишь, если понимаешь: на уроке в школе перед тобой не «человек в миниатюре», а такой же человек, как и ты сам…
Мы долго говорили на болезненную тему о непростом месте словесника в современной школе, о том, как лучше заинтересовать детей книгой, как внушить им, что владение речью – основной элемент образованности; о том, что, сетуя на безграмотность и косноязычие нынешнего поколения, мы меньше всего склонны видеть корень зла в себе самих.
Секрет ее педагогического мастерства при этом раскрывался сам собой: начинать урок так, чтобы дети невольно сказали: «Ах!» Для этого нужно быть немножечко артистом и безупречно владеть своим предметом. Педагогу, который знает не больше того, что написано в учебнике, в школе по большому счету делать нечего.
Говорили мы и о том, насколько важно воспитать в детях умение учиться, добывать знания. О том, что для педагога нет и не может быть ничего «внешкольного» – именно в короткие минуты перемены дети окружают его плотным кольцом. О том, каким новым и не похожим на все предыдущие стал ее сорок четвертый педагогический сентябрь, и как, ни на минуту не покривив душой, она в очередной раз скажет: «Спасибо, дети, за урок!»