Тема числительных в русском языке продолжает интересовать наших читателей. На днях позвонила школьница и задала интересный вопрос: почему мы пишем в слове “стОлетие” “о”, а в слове “сорокАлетие” – “а”? А слово “сорокОножка” пишется с буквой “о”?
Числительное “сорок” – это слово “с лицом необщего выражения”, стоит как бы в сторонке от своих собратьев. Действительно, давайте приглядимся к нему внимательнее.
Если рассмотреть те русские слова, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни (двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят), то легко можно определить их построение. В первое, второе, четвёртое, пятое, шестое и седьмое входит изменённое слово “десять”.
Сорок – это явно четыре десятка, но слов с такими корнями в нём не прослеживается. Образования “четырьдесят” в русском языке не существует (возможно, и было когда-то, но не закрепилось), хотя оно есть в других славянских языках.
Откуда же появилось это таинственное слово, какова история его происхождения?
Судя по древнерусским летописям, где оно часто встречается, слово “сорок” было существительным мужского рода и означало особую меру для счёта дорогих мехов: “Да пять сороков соболя… Да ещё двадцать семь сороков бобра…”
Это существительное применялось только при счёте. Сколько драгоценных шкурок входило в “сорок”, точно нельзя сказать, но ровно на один длинный меховой кафтан.
И такой кафтан носил название “сорок” (кстати, “сорочка” – оттуда).
Рядом с сороком существовала и вторая мера, применявшаяся при подсчёте более дешёвых сортов пушнины, – “сорочок”.
Возможно, как пишет Лев Успенский, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: “сорок” стало значить уже не кафтан из 40 шкур, а просто число – 40 шкурок. А затем – 40 любых предметов вообще. (Любопытно, что старинная мера веса пуд – 16 килограммов – содержала в себе ровно сорок фунтов.)
“Сорок” для наших предков – это было и вполне определённое число, и просто “очень много”. И насекомое – сороконожку – так назвали не потому, что у неё сорок ног, а потому, что просто много их. У некоторых народов она называется стоножкой, у других – тысяченожкой – по этому же признаку. Так что “сорок”, входящее в состав сложного слова “сороконожка”, отмежевалось от своего родителя и живёт своей жизнью. Оно является первой частью сложного слова и присоединяется ко второй части при помощи соединительной гласной “о”.
А в слове “сорокалетие” наше особенное числительное “сорок” ставится в родительном падеже, и “а” у него – это окончание в данном падеже.
Кстати, славная птица наших широт сорока никакого родства с числительным “сорок” не имеет, во всяком случае прямого.
До встречи!