Есть слова, которые я бы назвала самодостаточными. Среди них – некоторые имена прилагательные, которые применяются для характеристики человека. “Найдите себе более порядочного, более честного”, – говорит в одном из эпизодов герой фильма Эльдара Рязанова “Служебный роман” своей начальнице, с которой у него завязываются “неформальные” отношения. Невезучий, но честный и порядочный человек, поэтому, наверное, и не совсем удачливый в жизни. Но не о том речь.
А существуют ли вообще понятия “более честный”, “более порядочный”? “Более правдивый”, “не очень порядочный”, “менее честный”? Правомерны ли такие словосочетания? С точки зрения грамматики – да. “Порядочный”, “правдивый”, “честный” – это качественные прилагательные, поэтому у них есть формы сравнения – положительная, сравнительная и превосходная: порядочный, порядочнее (более порядочный), самый порядочный (порядочнейший).
А вот если подойти к таким образованиям с точки зрения здравого смысла, характеристики нравственных качеств, то нет, такие словосочетания ошибочны. Потому что названные прилагательные по сути являются прилагательными относительными, которые не имеют форм сравнения и не нуждаются в них. Нужны ли, например, формы сравнения для прилагательных “золотой”, “журнальный”, “обеденный”. Можно ли сказать: “более золотой” “менее журнальный”, “очень обеденный”? Нет, конечно, грамотный человек так не скажет. Золотой он и есть золотой. Вот так же и с разбираемыми нами качественными прилагательными.
К примеру, человек или порядочный, или непорядочный, без всяких оттенков, выражающихся в словосочетаниях “очень порядочный” или “не совсем порядочный”. Это тот случай, когда применительны только две чёткие краски – чёрная и белая. Или – или. Поэтому не надо сотрясать воздух словесными излишествами, а лучше экономить языковые единицы.
Завести разговор на эту тему меня заставили многочисленные примеры, звучащие как в печати, так и на телевидении. Меньше всего хотелось выступить в роли моралиста, но мне кажется, что размытость нравственных норм в современном обществе сказывается и на языке. Поэтому получается, что есть порядочные люди, но они не такие порядочные, как очень порядочные люди… Абсурд!
Помните, у Булгакова в романе “Мастер и Маргарита”:
– Осетрину прислали второй свежести, – сообщил буфетчик.
– Голубчик, это вздор!
– Чего вздор?
– Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
До встречи!