Изучать геологические памятники природы – все равно что совершать увлекательную экскурсию в далекое прошлое. Побывайте в геологическом музее Казанского университета – вот уж где вся наша история, в том числе давняя-предавняя, по полочкам разложена (в прямом и переносном смысле). Каких только там предметов нет, из каких только эпох и периодов! Но вот что примечательно – в отличие от “простых” музейных экспонатов объекты геологического наследия своим происхождением обязаны не человеческой цивилизации, а самой природе.
Парк пермской системы
Геофак в КГУ, как известно, один из старейших факультетов, и музей при нем имеет славу серьезного научного учреждения. Не случайно в 1993 году Республиканская комиссия по запасам полезных ископаемых именно этому музею поручила ответственную работу по выявлению и изучению геологических памятников природы в Татарстане. Эта работа с 2000 года проходит при непосредственном участии национального представительства России в Европейской ассоциации по сохранению геологического наследия.
Территория Татарстана характеризуется тем, что ее с севера на юг и с востока на запад “режут” две большие реки – Волга и Кама. Уникальные разрезы при этом предоставляют богатый материал не только для изучения геологических законов, но и позволяют создать в республике оригинальные геологические парки – новое направление в развитии сети особо охраняемых природных территорий и экологического туризма.
В настоящее время в республике насчитывается более двадцати геологических памятников природы международного и федерального значения, из которых пять внесены в Государственный реестр ООПТ, а именно: Печищинский геологический разрез, овраг Каменный, овраг Черемушки, “выходы асфальтита” у села Нижняя Кармалка и Камскоустьинская спелеологическая система, в которую входят Юрьевская, Коннодольская, Богородская и Зимовьевская пещеры. Особую научную значимость имеют так называемые стратиграфические разрезы пермской системы (Монастырский овраг, разрезы у села Сентяк и города Елабуги), являющейся уникальным сочетанием морской и континентальной формаций.
Палеонтологические памятники природы Татарстана представляют собой хорошо сохранившиеся останки четвероногих позвоночных пермского возраста (Ишеевское, Ильинское) и позднеплейстоценовой фауны и флоры в асфальтовой ловушке у села Нижняя Кармалка. Эти объекты имеют еще и коллекционную ценность, поэтому подвержены опасности расхищения и нуждаются в охране государством. Участки с особо живописным рельефом на правобережье Волги в Камскоустьинском и Тетюшском районах являются геоморфологическими памятниками, имеющими туристическое и познавательное значение. Потерять такие легко, восстановить – невозможно.
Что необходимо предпринять для сохранения уникальных геологических реликвий? Во-первых, продолжать тщательное изучение, оформление и утверждение их статуса, внесение в Государственный реестр ООПТ РТ и Государственный свод объектов геологического наследия России. Во-вторых, требуется введение на этих территориях режима строгой охраны. В-третьих, очень кстати было бы создание учебных троп к геологическим памятникам.
Древний Печищинский разрез
Когда проплываешь по Волге мимо села Верхний Услон, взгляд скользит по высокому причудливому берегу, похожему на огромный кусок торта, в котором слои идут за слоями. Это Печищинский разрез – любимый объект ученых не только России, но и всего мира. Каждый слой здесь соответствует отложениям той или иной эпохи, и все вместе они насчитывают миллионы лет. Белые и серые толщи доломитов перемежаются коричневыми, зеленоватыми и ржаво-бурыми глинами, обнаруживаются и вкрапления белого гипса. Более двухсот миллионов лет назад территория нынешнего Татарстана была покрыта водами огромного Казанского моря, которое простиралось от Заволжья до Предуралья. Долго здесь намывались и откладывались драгоценные известняковые, песчаные, доломитовые толщи. Время их возникновения – 250-280 миллионов лет назад, именно тогда шло образование Уральских гор на нашем материке и Аппалачей в США. Пермский период – крупный геодинамический цикл в истории Земли. И в Печищах этот цикл представлен, как говорится, во всей красе.
Еще в 1890-е годы профессор Казанского университета Михаил Ноинский изучал этот разрез и впервые установил ритмичность строения его толщ. Закономерность чередования типов пород – это некий компас, позволяющий составить геологическую карту эволюции всего Верхне-Пермского бассейна. Месторождения битумов, которые в настоящее время являются потенциальным богатством Татарстана, также напрямую связаны с отложениями пермского периода.
А знаете, почему Казань называют белокаменной? Да потому, что Казанский Кремль строили из добываемых в этих местах известняков. Когда-то Печищи были центром горного производства, здесь работал мощный завод по добыче известняка. За ним специально приезжали из разных уголков России, потому что он считался очень высококачественным.
В дореволюционные времена по берегу Волги там и сям дымили печи. Есть версия, что именно они и дали название селу Печищи. В течение нескольких веков, вплоть до 1932 года, добыча камня велась здесь открытым способом. До нынешнего дня сохранились остатки старых печей для обжига известняка и гипса. Обожженный гипс (алебастр) размалывали, вручную катая по кругу большие камни. Затем везли на алебастровый завод, где производилась обработка известняка и гипса. Рядом с заводом располагались штольни, уходящие в глубь Услонской горы. До шахт Донбасса или Кузбасса по своим размерам им, конечно, далеко, и все же… Сто метров приходилось идти узким подземным коридором в глубь горы до развилки, и вот уже видно место добычи камня (забой). В штольнях можно было видеть громадные глыбы доломитов и известняков, слагающих основание горы. Говорят, что одна из таких штолен тянется под землей на три километра.
В начале 80-х годов прошлого века, когда завод закрыли (производство известняка стало нерентабельным, а производить реконструкцию сочли нецелесообразным), вход в шахту тщательно замуровали. От греха подальше. И теперь уж мало кто вспомнит в Печищах, где точно был вход. Но подземелье дает о себе знать. Если подняться на вершину Известковой горы, поросшую изумрудно-зеленой травой, можно увидеть провалы-воронки в земле. Знаменитая гора медленно разрушается.
Овраги с геологическим прошлым
Село Печищи представляет собой кладезь геологических памятников. Кроме вышеупомянутого Печищинского разреза, здесь расположены два заповедных оврага – Каменный и Черемушки.
На склонах Каменного оврага видны коренные породы различных слоев казанского яруса пермской системы. Этот овраг к тому же единственное в Приказанье место, где на поверхность выходят мощные породы (6,8 -7,8 м) нижнеказанского подъяруса, и эти уникальные участки доступны для исследований. Поэтому в Каменном овраге нередко можно видеть студентов, которые изучают его геологическое строение, знакомятся с останками ископаемой флоры и фауны, разнообразными минералами.
Овраг Черемушки расположен в двух километрах от Печищ. Он поменьше Каменного, занимает площадь три гектара. На его обнаженных участках видны породы нижнетатарского и верхнеказанского подъярусов пермской системы.
Разрезы в оврагах Каменный и Черемушки получили статус геологических памятников природы в 1986 году. Берег левый, берег правый, крутые уступы речных террас, сеть оврагов и балок – так уж сложилось исторически, что волжские берега асимметричны. Высокий, обрывистый, из пород перми, юра и мела правый и более пологий левый берег. Причина такой асимметрии – в многовековом отклонении русла реки вправо. Почти напротив Казани наблюдается резкий, с востока на юг, поворот – Волга огибает Верхнеуслонскую антиклиналь, год за годом, век за веком размывая берега. В результате эрозионный уступ обнажает слои пермского возраста, а береговой склон между Печищами и Набережными Морквашами вскрывает нижнюю часть верхнеказанского подъяруса.
Секреты Юрьевской пещеры
Юрьевская пещера в Камско-устьинском районе – единственная в Татарстане доступная для туристов. Девять Сюкеевских пещер затоплены водами Куйбышевского водохранилища. По мнению специалистов, Юрьевская пещера живет и дышит, то есть находится в активной стадии. Возможные при этом обрушения доломитовых плит в своде неизбежно повлекут появление новых пещерных форм.
Юрьевская пещера имеет огромное научное значение как феномен карстопроявления, она состоит из комплекса своеобразных “помещений”, в которых обнаружен ряд типичных гипергенных минералов (брошантит, мраморный оникс, ангидрит, халцедон и др.).
Первые описания этой пещеры были сделаны в 1967 году. Над созданием каменного шедевра природа трудилась не один десяток миллионов лет. За этот грандиозный период талыми водами, просачивающимися сквозь грунт, были “возведены” 410 метров подземных лабиринтов. Юрьевская – самая протяженная пещера Повол-жья, порожденная естественными процессами. А неподалеку скрывается ее потаенная “сестрица” – пещера Безымянная. Она образовалась при разработке гипсового рудника, так что в огромных скважинах отчетливо видна “рука человека”.
…В пещеру ведут аккуратные ступени, вырубленные спелеологами. По ним можно спуститься вниз, затем, согнувшись, пролезть через небольшой проем, и вы оказываетесь в полной темноте. Фонарики выхватывают из мрака разных размеров валуны. Направленный на “потолок” луч открывает потрясающую картину блистающих серебром сводов грота. Если протянуть к ним руку, она тут же становится мокрой от росы.
Узкий проход ведет в красивый Красный грот, получивший свое название из-за красноватых натеков на сводах. Но попасть туда дано не каждому, а только очень смелому человеку, потому что прежде нужно преодолеть узкий, вертикальный, совершенно гладкий лаз с рыбным названием Камбала. Или пройти по череде коридоров, проползти над восьмиметровыми отверстиями, так называемыми органными трубами, выдолбленными в гипсе капельками воды, просачивающимися сквозь трещины. Это занятие тоже не для робких.
Еще один уникальный объект Юрьевской пещеры – грот Дождей. Уже на подступах к нему сверху начинает капать вода. На дне этого грота сидит “домовой” – полуметровый почковидный сталагмит…
Пропавшие пещеры
Кто из нас в детстве не зачитывался приключениями предприимчивого паренька по имени Том Сойер, не замирал вместе с ним от страха, плутая по пещерным лабиринтам? Во всем мире пещеры, провалы, естественные коридоры и колодцы таят в себе какую-то особую притягательность для живущих на поверхности земли…
Изучение карстовых явлений на территории нашей республики началось еще в начале ХIХ века, до Отечественной войны 1812 года. А первая публикация ученых Казан-ского императорского университета о пещерах датируется 1912 годом. К тому времени были известны семь пещер Сюкеевской спелеосистемы – Безымянная, Змеевая, Отвай-Камень (Вали-Камень), или Кладовая, Девичья-Водяная, Сухая, Ледяная, Удачинская. Геолог-подвижник позапрошлого века Н.А. Головкинский после обследования Сюкеевского участка выделил в качестве основного фактора образования пещер процесс выщелачивания гипсов подземными водами. В ХХ веке комплексным изучением Сюкеевских пещер руководил сотрудник кафедры физической географии Казанского университета А.В. Ступишин. Им были исследованы геологические и морфологические особенности пещерных систем, составлены планы ходов, изучены колебания уровней внутриполостных озер.
К сожалению, сегодня Сюкеевская спелеосистема затоплена водами Куйбышевского водохранилища, образованного в 1956 году. Однако есть предположение, что самая большая из этих пещер, Кладовая, в которой некогда были найдены уникальные, вытесанные из камня столы, лавки, лежанки, очаги, – под затопление не попала. Но вход в эту “кладовую” закрыт оползнем…
Таинственные пещеры хранит и Юрьевская спелеосистема, расположенная в Антоновских горах у села Красновидово, где находится отжившее свой век Богородицкое гипсовое месторождение. Есть предположение, что в штреках этого рудника берут начало четыре еще не изученные пещеры: Коннодольская-1 (самая крупная, ее протяженность – 300 м), Коннодольская-2, Коннодольская-3, Мочилки-1.
Асфальтовая ловушка
Местонахождение плейстоценовой фауны и флоры в асфальтовой ловушке у села Нижняя Кармалка относится к геологическим памятникам природы международного значения.
В сущности, это не просто “ловушка”, а излияние жидких нефтяных битумов, то есть перед нами последствия экологической катастрофы растительного и животного мира древнейших времен…
Нижняя Кармалка расположена на левобережье среднего течения реки Шешмы, притока Камы. Пологий левый склон пересечен долинами малых рек, лощинами, оврагами. В одной из таких долин и произошло некогда излияние жидких битумов, которые образовали небольшие озерца, пропитали углеводородами песчано-галечный аллювий ручья и верхней террасы Шешмы.
…Давным-давно зеркальная поверхность битумных озер, принятая птицами и зверьем за водную гладь, втягивала и засасывала в вязкую топь разнообразную живность. Здесь было найдено около тысячи останков моллюсков, насекомых, птиц, земноводных, млекопитающих. Последних обнаружено почти 400 особей, преимущественно волков и зубров. Останки растений еще более многочисленны.