Президент Марина

У президента зеленые глаза и черные с отливом волосы. Президент подкупает детской непосредственностью, взрослой серьезностью и… женским кокетством. Но не сильным.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

У президента зеленые глаза и черные с отливом волосы. Президент подкупает детской непосредственностью, взрослой серьезностью и… женским кокетством. Но не сильным. Все-таки сильно кокетничать президенту не по статусу, даже если ему только шестнадцать лет.

Марина Токинова (на снимке) исполняет обязанности не только президента Нижнекамской школы №22. Она возглавляет городской совет старшеклассников, является председателем Нижнекамского отделения Совета детских общественных организаций Республики Татарстан. Две первые должности Марины – по линии школьного самоуправления, той самой, что ребята с азартом развивают уже не один год. Взрослея, президенты, премьер-министры и рядовые министры сменяют друг друга, но азарт и увлечение остаются.

По большому счету, ребята ведут деловую игру – обучающую, воспитывающую, дисциплинирующую. Директор школы №22 Венера Кистеева уверена, что многочисленные победы школы в республиканских и всероссийских конкурсах, завоевание престижных грантов – это во многом результат активности старшеклассников, умеющих управлять своей “страной”. Вот и в президенте Марине она видит своего ближайшего помощника, но никак не порученца. Венера Самиковна признается, что от имени старшеклассников (а школьное самоуправление держится прежде всего на них) Токинова порой ставит перед ней такие задачи, что мало не покажется.

Например, система питания учащихся получила здесь законченную форму благодаря настойчивости школьного президента и его правительства. Надо сказать, что школа №22 – особая, с углубленным изучением английского языка, ради которого 80 процентов ребят ездят сюда со всего города и большую часть дня проводят без маминых супчиков и бабушкиных котлет. А это значит, что необходим школьный буфет. Но его-то как раз и не было. И, как оказалось, организовать его в соответствии со всеми требованиями школьных диетологов и Роспотребнадзора, пожеланиями родителей и самих школьников – дело совсем не простое.

Слов нет, администрация школы все равно бы не отступила, но в том, что ее президент и министры своими требованиями форсировали результат, сомневаться не приходится. Больше того, директор детям за это благодарна. Не могла же она в глаза им сказать: потерпите, мол, все, что могу, делаю, но пока не получается. В конце концов получилось! Буфет открыли. Школьное правительство считает это своей заслугой. Венера Самиковна не возражает.
И в том, что у школы с недавнего времени есть собственный хоккейный корт, – тоже заслуга президента и правительства. Для этого ребятам пришлось дойти до мэра города. Дошли. Нашли понимание.

Кистеева не без гордости признается: старшеклассники настолько теребят ее своей активностью, что ей как директору приходится двигаться в их ритме, то есть по-молодому. При этом – никакого давления на школьное самоуправление. Конечно, педагоги ребятам помогают, но никто не управляет ими.

Сейчас, как мне рассказали, в школе запускают конкурс на лучший скворечник. Это ведь только кажется, что не сезон. Успеть нужно многое: найти материал для птичьих домиков, освоить технологию их изготовления, изучить повадки пернатых, чтобы потом грамотно развесить скворечники. А какой конкурс без справедливого определения победителей? И это тоже – забота школьного правительства.

Кроме нее есть много других дел, на которых дети учатся быть взрослыми, одновременно побуждая педагогов считаться с их мнением, желаниями, потребностями. Словом, в школе, где есть самоуправление, дети – не подчиненный “материал”, хотя субординацию никто не нарушает. Больше того, президент Марина признается, что, только начав общаться с директором и преподавателями как легитимный представитель школьников, она стала лучше понимать старших, гораздо яснее сознавать, какая это ответственность – принимать решения. Даже если делать это с поддержкой школьного кабинета министров.

Министерств в школе шесть: культуры, соцзащиты, здравоохранения, средств массовой информации, финансов и образования. Конечно же, финансами школы глава ученического минфина не распоряжается. Но общественный бюджет любого мероприятия держит в руках, будь то подарки или реквизит для осеннего бала старшеклассников, конкурсные призы или покупка для учеников футболок с логотипом школы.

Министерство социальной защиты – самое молодое, появилось только в этом году и занялось проектами внешкольной работы в микрорайоне, помощью пожилым людям, инвалидам и ветеранам войны. Задача школьного минздрава проста только внешне. На самом деле попробуй-ка уследить, чтобы никто не отлынивал от уроков физкультуры и не курил в закоулках! Что греха таить, даже в образцовой школе кое-кого приходится тащить к здоровому образу жизни чуть ли не за уши…

Ну а чем занято школьное министерство образования, если главную роль в этом процессе играют учителя? Марина уточняет: учителя учат, а проблемой образования занимаются сами ребята – кто, как не они, должны быть заинтересованы в получении качественных знаний? Но проблема в том, что некоторых школьников приходится убеждать в такой очевидной вещи, как необходимость хорошо учиться.

Об этом, кстати, шла речь и на городском форуме старшеклассников, где Марине довелось руководить секцией образования. Фактически школьники решали, как наверстать упущенное за годы различных экспериментов в образовании. Естественно, однозначного рецепта ребята найти не могли, но некоторые шаги уже сделаны – хотя бы в отдельно взятом учебном заведении.

То же министерство образования 22-й школы нынче поставило перед директором проблему: не хватает уроков русского языка, нужно увеличить количество часов. Страна этой проблемой мается, а они свое: наша школа – не вся страна! И получили-таки дополнительный час за счет факультатива. Факультативно готовятся и к единому государственному экзамену по другим предметам.

Все эти дела так или иначе прошли через Марину Токинову. Она уже не раз убедилась, что быть президентом так же нелегко, как было им стать. Тем более что два других кандидата на пост были не менее сильными и активными. Победила однако же ее программа и ее команда.

Почему Токинова так стремилась на этот пост? Чтобы ее школа оставалась лучшей. Марина уверена: будучи президентом, она сможет держать само-управление на высоте. Она из тех, в чьем окне, как говорится, допоздна не гаснет свет. Фишка в том, что за этим окном она не одна. С нею команда, а с командой – школа. В этом-то вся и сила.
Возможно, кто-то из взрослых, далеких от школы, видит во всех этих хлопотах всего лишь суету и детскую игру. Детскую, конечно! Вот только играют дети всерьез, а это совсем другое дело. Взрослеют дети – взрослеют их дела и поступки. Как знать, может быть именно эти дети доиграются до настоящего президентского кресла!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще