Университет, обращенный в будущее

Выдвигаемые временем задачи инновационного развития общества невыполнимы без высококвалифицированных специалистов, способных задавать тон в различных областях экономики и общественно-политической жизни.

Автор статьи: Ирина ДУРНИЦЫНА

information_items_1347368542

Выдвигаемые временем задачи инновационного развития общества невыполнимы без высококвалифицированных специалистов, способных задавать тон в различных областях экономики и общественно-политической жизни. Один из старейших вузов республики – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ) – в разработанном проекте стратегии развития вуза до 2015 года наметил пути всемерного усиления своей роли в подготовке таких специалистов. Об этом – наш разговор с ректором ТГГПУ, профессором Радифом Замалетдиновым.

– Радиф Рафкатович, каковы цели и задачи проекта стратегического развития?

– Цель – превратить университет в крупный федеральный и международный центр гуманитарного и педагогического образования, науки и культуры. Задачи – повышение профессиональной компетентности выпускаемых нами кадров в соответствии с современными требованиями инновационного развития, создание научных и образовательных условий для сохранения и развития языков, литературы и культуры народов Татарстана, достижение международных стандартов качества гуманитарного и педагогического образования.

 Предлагаемая нами стратегия определяет три основных приоритета развития университета. Во-первых, утверждение его в роли головного ресурсно-координационного центра по подготовке гуманитарно-педагогических кадров.

Во-вторых, реализация национально-культурной миссии университета в области образования, науки и культуры. В-третьих, интеграция университета в мировое научно-образовательное и культурное пространство.

— Пожалуйста, теперь несколько подробнее о названных приоритетах.

— Если говорить о первом приоритете, то здесь мы ориентируемся на создание университетского комплекса ТГГПУ инновационного типа, где будут реализовываться образовательные программы довузовской подготовки, среднего, высшего, дополнительного и послевузовского образования. Наша работа с детьми будет начинаться уже с детского сада — в нескольких профильных детских садах. Далее — школы. Предполагаем открыть специальные гуманитарно-педагогические лицеи в разных районах республики, питомцы которых будут готовиться к поступлению в наш вуз. Еще одно звено цепочки — педагогические колледжи. Затем педагогические вузы — ТГГПУ становится ресурсно-координационным центром, головным вузом, а вузы аналогичного профиля в Елабуге и Набережных Челнах будут субрегиональными соисполнителями этой программы.

Словом, будет создана целостная система непрерывного гуманитарно-педагогического образования. Этот проект мы обсуждали на нынешнем августовском педсовете с участием Президента РТ М.Ш.Шаймиева и министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко, затем на заседании коллегии Федерального агентства по образованию. В обоих случаях получили одобрение.

— А в чем преимущества такой системы?

— Помимо улучшения качества подготовки специалистов, данная целостная система позволит эффективнее работать на республику, решая задачи прикладного характера, участвовать в различных республиканских и российских программах и проектах.

— Но ведь университет готовит специалистов не только для республики…

— Совершенно верно. С первого дня образования наш вуз готовил национальные кадры не только для республики, но и для всего Поволжского края. На базе наших отделений чувашского, марийского, удмуртского языков были созданы вузы в этих регионах. И здесь мы подходим ко второму приоритету нашей стратегии.

В Российской Федерации сегодня проживают более 5,5 миллиона татар, лишь более двух миллионов из них — в Татарстане. Наибольшее число татар проживают в Челябинской, Свердловской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Самарской областях и Башкортостане. В 27 регионах РФ дети-татары обучаются на татарском языке и изучают татарский язык как предмет. Однако в последние годы во многих регионах наблюдается уменьшение количества школ с татарским языком обучения и школ с этнокультурным татарским компонентом. Поэтому наша задача — усилить работу с регионами, обеспечив их потребности в высококвалифицированных педагогических кадрах. Пока практически свободна и ниша работы со странами СНГ, где проживают порядка 1,2 миллиона татар — в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Украине.

— В чем заключается работа с российскими регионами и странами СНГ?

— В оказании помощи нашим соотечественникам, прежде всего в установлении связей с учреждениями образования этих стран и регионов. Затем в разработке для них учебных пособий, программ обучения русскому, татарскому языкам. Мы готовы пригласить к нам оттуда абитуриентов, создать в университете специальные группы из посланцев того или иного региона. Кстати, сегодня у нас обучаются порядка 300 студентов из других регионов. Кроме того, преподаватели из регионов и стран СНГ смогут проходить у нас переподготовку, курсы повышения квалификации. Такую же работу предполагаем вести и со странами дальнего зарубежья, где живут около 100 тысяч татар, — Турцией, Польшей, Китаем, Эстонией, США, Финляндией.

Планируем открывать у себя новые отделения, специальности с татарским языком обучения. Сегодня такие отделения уже есть на некоторых наших факультетах. Параллельно будем создавать и группы с английским языком обучения, где их пока нет.

— Насколько я знаю, ваш университет начал подготовку специалистов в области экономики исламских государств…

— Да, на социально-экономическом факультете с прошлого года ведем подготовку специалистов по экономике исламских государств. Сегодня утверждена федеральная целевая программа по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Реализация ее возложена на несколько российских регионов, в частности Москву, Санкт-Петербург, Нижегородскую область, Башкортостан и Татарстан. Мы занимаемся данным проектом в партнерстве с Российским исламским университетом.

— Вы назвали пока два приоритета вашего проекта. Какой третий?

— Университет планирует более тесно интегрироваться в мировое научно-образовательное пространство. Сегодня в вузе обучаются около 150 иностранных студентов, заключены соглашения с рядом зарубежных вузов, в частности с египетским Университетом Аль-Азхар, Юзунчеелским университетом (Турция) , Аденским университетом (Йемен) , университетами Тишрин (Сирия) , Джараш (Иордания) , Киренейским университетом (США) , Национальным институтом восточных языков (Франция) , Университетом «Париж XII», Шанхайским педагогическим университетом, Пекинским университетом международного обучения. Весьма плодотворно сотрудничаем с парижским университетом Новая Сорбонна. Сегодня мы выходим на соглашение с этим вузом о выдаче двойных дипломов — татарстано-французских.

-Достаточно амбициозные планы должны обосновываться на достаточном финансировании. Каковы ваши перспективы на этот счет?

— Конечно, сегодня надеяться на финансирование только со стороны государства и ждать поступления средств только из бюджета было бы прожектерством. Основная часть работ будет вестись за счет текущего финансирования, за счет оптимизации всех процессов деятельности университета. На сегодня у нас два источника — федеральный бюджет и внебюджетные средства в основном от оказания образовательных платных услуг — 60 на 40 процентов. Мы ставим цель привести это соотношение хотя бы к 50 на 50 путем увеличения поступлений от хоздоговорных научных исследований, грантов, расширения образовательных услуг.

Еще один источник видится нам в участии в подготовке к Всемирной универсиаде-2013. Мы намерены активизировать свою роль в подготовке как спортсменов, тренеров, так и волонтеров, переводчиков, музыкантов для обслуживания потребностей универсиады.

Словом, реализация намечаемых замыслов, я думаю, поможет нашему вузу стать крупным федеральным и международным центром гуманитарного и педагогического образования, науки и культуры, формирования национальной элиты.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще