Как мы уже писали, сегодня в Заинске открывается августовская педагогическая конференция, тема которой – содружество власти, бизнеса и образования в формировании конкурентоспособной личности. Накануне этого события некоторые его участники поделились с нашей газетой своим взглядом на основные проблемы сегодняшнего образования.
Владимир Кузьмин, директор средней школы №10, Елабуга:
– Если говорить о теме конференции, то у нас в Елабуге схема “школа – училище – вуз – производство” действует уже несколько лет. В ней задействованы подшефные школы ЕлАЗа, в том числе наша, профессиональный лицей №8, Елабужский филиал КГТУ им. Туполева. В итоге немалый процент вчерашних школьников поступает в училища и лицеи. Чтобы их было еще больше, необходимо поднимать престиж рабочей профессии. Если школьники будут знать, что токарь, слесарь или сварщик получает за свой труд достойное вознаграждение, то и желающих влиться в их ряды станет больше. С другой стороны, если рабочий имеет высшее образование, это тоже неплохо. Технологии развиваются, даже станки не те, что были раньше, поэтому рабочий с высшим образованием – вполне нормальное явление.
Вообще же, думается, главная задача современной школы – в развитии духовности ребенка. Идеальная школа – это коллектив, который работает с душой, имеет четкое представление о своих задачах, совмещает обучение с воспитанием. А для этого нужны условия. Материально-техническая база, достойная зарплата, дотягивающая хотя бы до среднестатистической. Пока же многие хорошие учителя уходят из школы, да и молодежь не задерживается. Необходима и дифференциация оплаты труда – как говорится, каждому по заслугам. Этот принцип в какой-то мере реализован сейчас с помощью премиального фонда, различных выплат и конкурсов, в том числе в рамках приоритетного национального проекта. И еще: хотя бы четверть педагогического коллектива должны составлять мужчины. Сейчас же их единицы.
Помимо обсуждения проблем, жду от конференции обмена опытом и поиска новых интересных идей для воплощения на “своей территории”.
Георгий Копышев, директор Чистопольского сельскохозяйственного техникума:
– На селе давно назрела проблема реформирования системы подготовки и закрепления кадров. Так получилось, что сельские рыночные реформы никак не затронули кадровую политику. Нормативный подход к подготовке специалистов в сельскохозяйственных вузах, техникумах, училищах без обязательной отработки выпускников после распределения, создания для них необходимых условий, строгого учета запросов производства привели к тому, что при остром дефиците специалистов на полях и фермах процент возвращения их на село стал резко падать. У нас, например, из нынешнего выпуска только 15 процентов выпускников пошли работать в сельское хозяйство, и это не самый низкий показатель по республике.
Причины лежат, как говорится, на поверхности. Вот конкретная заявка в наш техникум на шестерых специалистов – механиков и техников-электриков – за подписью начальника аксубаевского райсельхозуправления, в которой указано, что жилья для них в районе нет, зарплата же не превышает 3,5 тысячи рублей в месяц. И такие заявки не единичны. Спрашивается, кто же согласится работать на таких условиях?
Выход из создавшегося положения вижу в тесном взаимодействии бизнеса, власти и системы образования в подготовке и закреплении на селе востребованных кадров, грамотном, ответственном подходе к реформированию, привлечении работодателей к финансированию техникумов и училищ. Сегодня соглашения о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки кадров в рамках образовательного кластера подписаны, но практика прошлых лет показывает, что далеко не все предприятия желают участвовать в софинансировании образовательного процесса. Даже такие крупные агрофирмы, как “Вамин-Татарстан”, “Красный Восток”, “Кулон”, нуждающиеся в наших специалистах, в протоколах разногласий исключают пункты даже частичного финансирования их подготовки. Получается, что государство не снимает с себя ответственности за подготовку специалистов, а работодатель по-прежнему остается в стороне, бесплатно получая квалифицированные кадры.
При обсуждении этого вопроса руководители агрофирм, сельхозуправлений, хозяйств заявляют, что за подготовку кадров они уже отчисляют средства в бюджет в виде налогов, и при софинансировании в рамках кластера их организации должны быть освобождены от двойного взимания, то есть снижено налоговое бремя. Это требование небезосновательно, и его, думается, стоит рассмотреть.
Азат Камилов, директор Бегишевской средней школы (Заинский район):
– Искренне надеюсь, что на конференции зайдет отдельный разговор о работе с одаренными детьми в условиях сельской школы. Ведь она имеет свои особенности. В селе нет столько, сколько в городе, учреждений дополнительного образования, где дети развивают свои умения и навыки в интересных им областях. И единственным культурным центром, всесторонне развивающим ребенка, здесь является школа.
Для работы с одаренным ребенком нужен очень умный и талантливый учитель, всецело преданный идее обучения. Нужна совместная работа школы и родителей, индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, компромиссные решения в процессе обучения.
В нашей школе все это есть – и учителя-энтузиасты, и системная работа с одаренными детьми, и индивидуальный подход к ним, и, как следствие, – ученики и выпускники, которыми можно гордиться. В этой работе нас всецело поддерживают органы местного самоуправления, сельский совет. Обобщая наш опыт, можно уверенно говорить о том, что в условиях сельской школы может проводиться успешная работа с одаренными детьми. Для этого нужно, чтобы эта цель стала делом не только ребенка и его родителей, не только школы, а всех и каждого. При грамотном и глобальном подходе можно воспитать таких выдающихся людей, которые станут бесценным достоянием страны.