Страсти по “Прометею”

Я застал члена-корреспондента Академии наук Татарстана, профессора, доктора философских наук Булата Махмутовича Галеева.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Я застал члена-корреспондента Академии наук Татарстана, профессора, доктора философских наук Булата Махмутовича Галеева… в телогрейке. А пришел я к нему в НИИ “Прометей”, узнав о том, что казанского ученого избрали недавно в совет почетных редакторов международного журнала “Леонардо”, среди которых также знаменитый психолог Рудольф Арнхайм, всемирно известный писатель Рей Брэдбери.


– Расскажите подробнее об этом и, кстати, почему вы в такой необычной экипировке?


Обложка спецвыпуска журнала "Леонардо" под редакцией Б.Галеева– “Леонардо” – это уникальное и единственное в мире издание, посвященное экспериментам на стыке искусства, науки и техники, близкое нашим светомузыкальным интересам. Я много лет отвечаю там за публикации авторов из нашей страны. Подготовил несколько спецвыпусков. Да и своих статей там немало. Поэтому, по-видимому, и избрали… А обложка одного из спецвыпусков поможет ответить уже на второй ваш вопрос.


На фото видно, что изображение известного памятника III Интернационалу В.Татлина служит фоном другому необычному сооружению. На конструкции из серпа и молота покоится сфера, похожая на глобус. Это Световой памятник революции ленинградского художника Г.И.Гидони, предложенный им в те же 1920-е годы. Но в отличие от Татлина, Гидони, можно сказать, выпал из истории искусства, будучи репрессированным в 1937 году. Мы узнали о нем, можно сказать, случайно. После долгих поисков нашлись родственники Гидони и, главное, изображение и описание макета самого Светового памятника. Оказалось, глобус – это огромный концертный зал для исполнения знаменитой светомузыкальной симфонии Скрябина “Прометей”. В рукоятке молота – лифты, выставочные залы. С макетом будто бы ознакомились Киров, Сталин. Понравилось. Пригласили проектировать зал светомузыки для будущего Дворца Советов. В итоге – художник погиб перед войной, а макет памятника – во время бомбежки в блокаду.


– А откуда же взялся макет, который на снимке?


То, что осталось от макета Светового памятника Г.Гидони– Мы реконструировали его вместе с казанскими художниками и показали во время всесоюзного фестиваля “Свет и музыка” в 1987 году. Затем несколько лет он находился в музее светомузыки, который был создан нами в Молодежном центре, здесь же располагалась и городская студия светомузыки. Все это, как вы знаете, было разгромлено молодыми банкирами из бывших комсомольцев. Экспонаты пришлось перевезти в родной КАИ, где они постепенно ветшали, кочуя из одного подвала в другой.


Наша беседа с Б.Галеевым постоянно прерывалась грохотом барабанов – в актовом зале шла очередная студенческая репетиция. А мы находились как раз на балконе этого зала, где временно, уже более полугода, размещается НИИ “Прометей”. Дело в том, что в прошлом году произошла авария и треснули стены пристроя к пятому зданию КАИ, на первом этаже которого находился НИИ.


– А теперь тоже наденьте телогрейку, – вдруг говорит Булат Махмутович. – Мы пойдем вместе вниз, там потише, я покажу вам то, что осталось от музея.


В здании сейчас идет интенсивный ремонт, но некоторые “прометеевские” комнаты забиты мебелью, аппаратурой, книгами. Вывозить их некуда, и пришлось в самые лютые зимние морозы – без света, электричества и тепла – перетаскивать все это, поочередно освобождая помещения для ремонтников.


– Я благодарен моим коллегам, это же надо выдержать: постоянно таскать тяжести в темноте и холоде! Пока окна были вдребезги и нараспашку, появились мародеры, охотники за цветным металлом, бомжи – пришлось даже дежурить ночами. Слава богу, я живу рядом, удобно… Обидно, разбились некоторые наши раритеты, первые светомузыкальные инструменты – “Прометей”, “Кристалл” и макет Светового памятника тоже.


– А может быть, бог с ним, с памятником революции, ведь это сегодня неактуально?


– При чем здесь политика! Франция – капиталистическая страна, а в Центре современного искусства имени Помпиду в Париже главный экспонат до сих пор – татлинский памятник III Интернационалу… Жаль, если не сумеем восстановить свой. Хорошо хоть успели заметить под ногами, в пыли, негативы киносъемок Константина Васильева, фонограммы выступлений Льва Термена, Натана Рахлина. А что-то, наверно, пропало насовсем, ведь в день аварии генерал МЧС нас изрядно напугал: “Два часа – и чтобы вон из здания! Бегом!..”. Это уже после мы, как сталкеры в “зону”, потихоньку пробирались к себе…


– Так как вы считаете, будет музей светомузыки в Казани?


– Надеюсь, что будет. Но беда не ходит одна. Воспользовавшись аварийной ситуацией, некоторые наши соседи по зданию хотят под шумок прибрать часть наших рабочих помещений. Думаю, руководство технического университета не допустит этого. А то, как говорится, не дай бог, именно в Год литературы и искусства, каковым объявлен нынешний 2006 год в Татарстане, выйдет свежий номер журнала “Леонардо” с разрушенным макетом памятника Гидони на обложке…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще