Психологический казус

Полной неразберихой ознаменовалось начало нового учебного года для студентов четвертого курса факультета психологии Казанского государственного университета.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Полной неразберихой ознаменовалось начало нового учебного года для студентов четвертого курса факультета психологии Казанского государственного университета. На одной из первых лекций их поставили в известность о том, что в учебном плане факультета произошли некоторые изменения и теперь студентам придется поменять специализацию.


Поясним: всего специализаций, по которым готовили студентов на психологическом факультете КГУ, до этого момента было две – социальная и клиническая психология. Установочные лекции по данным направлениям начали читать со второго – третьего курса, причем преподаватели рекомендовали студентам пораньше определиться со специализацией, поскольку, мол, крайне важно заранее планировать свою будущую жизнь и выбирать сферу профессиональной деятельности. И студенты определились. Решив, кто идет на “социалку”, а кто – на “клинику”, начали проводить исследования для курсовых работ, а кто-то и для дипломных.


Теперь же оказалось, что это было напрасно. Вместо клинической психологии вводится специализация “Акмеология”. Это, как мы выяснили, заглянув в словарь, “наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства”. Заметим, однако, что студенты до последнего времени ровным счетом ничего об этой науке не знали, у них не было никаких установочных лекций по данному направлению. Да и о возможных изменениях их заранее никто не предупреждал. Учащиеся поняли лишь, что нужно срочно определяться, куда идти, поскольку в деканате времени на размышления им дали до конца сентября, а потом, мол, руководству факультета придется делить людей по своему усмотрению. В итоге то, что решалось и взвешивалось два года, теперь нужно переиграть за две недели. Заметим при этом, что многие студенты психологического факультета обучаются на платной основе, и им особенно непонятно, почему теперь они должны платить деньги за специализацию, которую им навязали в приказном порядке.


– Я уже с первого курса решила в обучении сделать упор на клиническую психологию, – рассказывает одна из студенток, убедительно просившая не называть ее имени. – Написала три курсовых по этой теме, стала думать о возможном месте работы. Как я буду теперь писать диплом по другой специализации, не знаю.


Когда учащиеся попробовали выяснить причины произошедшего, им поведали про некие исследования, которые якобы показали, что студенты, получившие образование по клинической психологии, не востребованы на рынке труда. Правда, при этом почему-то не сказали, насколько востребованы там акмеологи.


Мы обратились за разъяснениями в деканат психологического факультета. Там на появление журналистов отреагировали весьма раздраженно, если не сказать агрессивно (ох, не зря студенты боялись обнародовать свои имена в газете!), однако нам все же удалось выяснить у заместителя декана по учебной работе Елены Фоминых, что востребованность специалистов тут ни при чем. Просто после аттестации, которую провела общеуниверситетская комиссия, факультету “было рекомендовано привести все специализации в соответствие с ГОСТом по объему и содержанию”. И оказалось, что по ГОСТу обучение клинической психологии требует большего числа часов, чем заложено в учебном плане, а вот для курса лекций по акмеологии этих часов хватает.


Поскольку в ректорате КГУ комментировать ситуацию отказались, мы обратились в Министерство образования и науки РТ. Там студентам-“платникам” посоветовали внимательно перечитать заключенный с вузом договор.


– Если в нем указана не только специальность, но и конкретная специализация, то студенты, естественно, вправе требовать соблюдения договора, потому что они платят за конкретные услуги и приносят вузу живые деньги, – пояснил нам начальник отдела регионализации профессионального образования министерства Арслан Султанбеков.


– А если специализация в договоре не указана?


– Мне трудно что-то сказать по этому поводу, но раз у них уже определилась специализация – а она, как правило, определяется в вузе с третьего курса – думается, администрация факультета здесь не права. Данная коллизия – это недоработка деканата. Заявив клиническую психологию, они тем не менее не заложили объем учебной нагрузки в соответствии с государственным стандартом, который дается на эту специализацию. И поэтому, видимо, решили выйти из ситуации “малой кровью”, не выслушав вторую заинтересованную сторону. Теперь им надо решать, как из этой ситуации выйти.


– А что же делать студентам, если они не находят понимания в родном деканате?


– Пусть обращаются к ректору. Если и это не поможет – можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования, поскольку КГУ – вуз федерального подчинения.


Кстати, психологический – один из самых “труднодоступных” факультетов в университете. Остается только надеяться, что люди, сумевшие туда поступить, смогут и отстоять свои права.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще