Еще недавно о прошлом Кукморского района говорили только две археологические находки, а сегодня ученые в один голос утверждают, что в историко-культурном отношении это один из самых интересных районов республики.
С 1999 года здесь работает Золотоордынская комплексная экспедиция Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. О ее последних археологических находках и сделанных на их основе научных выводах рассказывает руководитель экспедиции, проректор Татарского государственного гуманитарного института, известный историк-археолог Альберт Ахметжанович Бурханов (на снимке):
– Действительно, Кукморский район в археологическом отношении раньше почти не изучался. Тем не менее уже первые полученные нашей экспедицией археологические данные позволили нам высказать гипотезу, что Кукмору не менее 700 лет.
Здесь было выявлено более 20 новых археологических памятников. Среди них отмечу находку у деревни Урасбаш эпохи неолита (IV тыс. до н.э.). Это уникальное каменное тесло с хорошо обработанной поверхностью. К еще более раннему периоду – эпохе мезолита относится ножевидная пластина из белого кремня (X-V тыс. до н.э.), найденная в одном из огородов селения Салтык-Ерыклы. А недалеко от села Большой Кукмор, на высоком мысу, нами было выявлено городище. В настоящее время здесь колхозное поле, и укрепления слабо заметны. Однако раскопки выявили следы вала и древних кострищ. Городище имеет треугольную форму и занимает площадь почти в полгектара. Скорее всего, это было временное убежище, относящееся к эпохе раннего средневековья. Это подтверждает и найденный здесь ранее железный топор золотоордынской эпохи.
Недалеко от поселка Кукмор, у подножия горы, рядом с лыжной трассой нами были обнаружены следы крупного поселения периода Золотой Орды и Казанского ханства, раскопки которого позволили определить границы средневекового Кукмора. Некоторые из археологических находок поистине сенсационны. Это прежде всего фрагменты керамической посуды, сфероконический сосуд для хранения благовоний и ртути, керамические водопроводные трубы, изделия из стекла XIII-XVI веков и многое другое.
Все эти материалы раздвигают далеко на север границы археологической карты булгарских земель и Золотой Орды. Многие села Кукморского района стоят на своем месте еще с эпохи средневековья. Среди них – Мамашир, Маскара, Адаево и Казаклар. Это очень древние села, уже сегодня мы можем говорить о наличии в этих местах крупных ремесленно-торговых центров XIII-XVI вв. Причем еще совершенно не изучены соседние с Кукморским районом Малмыжский и Вятско-Полянский районы Кировской области. В наличии там, в бассейне реки Вятки (древнее ее название Нократ), средневековых татарских поселений можно даже не сомневаться.
К сожалению, мы не нашли понимания у руководства Кукморского района и не смогли продолжить начатые работы. Несмотря на это, благодаря нашим исследованиям и помощи со стороны кукморских краеведов мы сумели собрать значительный материал. И сейчас на его основе готовится к печати научный сборник “Кукморское Заказанье: проблемы истории и культуры”.
– А какова обычно судьба археологических находок после того, как они тщательно изучены?
– Для нас стало уже традицией передавать свои находки в музеи тех районов, где они выявлены. Естественно, при условии, что местный краеведческий музей приспособлен для хранения таких экспонатов.
В частности, недавно новые археологические находки поступили в краеведческие музеи Зеленодольска и Тетюш. Эти материалы были получены в ходе крупномасштабных раскопок на территории данных районов в 2002-2003 годах.
В музей Зеленодольска нами переданы находки, выявленные на городищах Тавлино (Тау-иле) и Япанчино. Среди них – керамические сосуды эпохи Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства; оружие и предметы быта из железа (ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел, кольца, подкова, часть кинжала и др.); керамические заготовки и пряслица, бронзовые формы для изготовления украшений, изделия из камня, стекла и кости.
Тетюшский краеведческий музей пополнился археологическими материалами, которые были получены нашей экспедицией в ходе раскопок на территории городища Ошель и поселения Тетюши-I. Среди наиболее интересных находок – керамические сосуды именьковского типа и эпохи Волжской Болгарии, бронзовая серьга, амулет в виде медвежьего клыка, керамическая фигурка лошади и другие. Эти экспонаты уже выставлены в основной экспозиции музея. В его фонды поступило также мусульманское надгробие XIV века.
Часть наших археологических находок мы передали нынче в музей Министерства образования РТ, где недавно создан отдел археологии и древней истории. А другую их часть готовим также для передачи в музеи Альметьевска, Тюлячей и Богатых Сабов.
– Я знаю, что на днях вы вернулись из очередной археологической экспедиции, которая зачтется вашим студентам как летняя практика. На ваш взгляд, чем она запомнится начинающим археологам?
– Летнюю практику студенты Татарского гуманитарного института в этом году проходили в составе нескольких экспедиций. Небольшими группами они принимали участие в раскопках на территории Спасского, Чистопольского, Тетюшского и Апастовского районов. Основная же часть студентов участвовала в разведочных поездках и консервации прошлогодних раскопок на городище Япанчино, расположенном на границе Зеленодольского и Кайбицкого районов. Кроме того, группа наших студентов побывала в Малмыжском районе Кировской области, где, как я уже сказал, выявлены следы древних татарских поселений. В частности, село Большой Сардек Кукморского района до шестнадцатого века находилось на месте современного русского села Старый Бурец Малмыжского района. Здесь, на месте церкви, построенной в конце XVI века, ранее было татарское кладбище. Это подтверждается и археологическими наблюдениями, и материалами архивов Кировской области. Видимо, под натиском войск Ивана Грозного татары вынуждены были бросить свои поселения на Вятке и переселиться на территорию нынешних Кукморского и Балтасинского районов. Об этом свидетельствуют и устные предания, которые дошли до нас от старожилов современных сел – русского Старый Бурец и татарского Большой Сардек.