Преемники Евгения Завойского

Вчера в Казани завершился Международный научный форум, посвященный 60-летию открытия Евгением Завойским явления электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и 200-летию Казанского университета.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

information_items_1347368457

Вчера в Казани завершился Международный научный форум, посвященный 60-летию открытия Евгением Завойским явления электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и 200-летию Казанского университета. Форум объединил участников двух конференций – по современному развитию магнитного резонанса и по проблемам сверхпроводимости, а также Всероссийской молодежной школы по магнитному резонансу.


Одним из примечательных событий на нем стало вручение Международной премии им. Е.К.Завойского. В этом году ее лауреатами стали директор Физико-технического института КНЦ РАН Кев Салихов и профессор Свободного университета Берлина Дитмар Штелик. Наш корреспондент задал лауреатам несколько вопросов.


– Кев Минуллинович, поздравляем с высокой наградой и с тем, что эта премия, учрежденная по вашей инициативе тринадцать лет назад, пришла и в Казань. Что бы вы сказали по этому случаю?


Вчера в Казани завершился Международный научный форум, посвященный 60-летию открытия Евгением Завойским явления электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и 200-летию Казанского университета. Одним из примечательных событий на нем стало вручение Международной премии им. Е.К.Завойского. В этом году ее лауреатами стали директор Физико-технического института КНЦ РАН Кев Салихов и профессор Свободного университета Берлина Дитмар Штелик. – Я по-настоящему счастлив. И не только потому, что премия имени Завойского – это международное признание результатов нашего многолетнего совместного с профессором Дитмаром Штеликом исследования фотосинтеза, но и потому, что осуществилась моя мечта собрать на юбилей открытия ЭПР тех, кто в бывшем СССР работал в этой области, и коллег из дальнего зарубежья. И действительно, здесь присутствуют специалисты из нашей страны, а также из Германии, США, Италии, Швейцарии, Японии.


– А ваша самая заветная мечта?


– Создать в Казани научный центр, куда будут приезжать, чтобы здесь поработать, звезды мировой науки. Это еще выше подняло бы престиж Татарстана.


– Герр Штелик, вы всемирно известный ученый, имеющий многие награды. А что для вас значит премия имени Завойского?


– Для меня она особая. Я горжусь тем, что удостоен ее вместе с Кевом Салиховым, и думаю, что это награда не только за наши успехи в науке, но и за международное сотрудничество. Ведь оно началось еще в годы “холодной войны”…


– Кев Минуллинович сказал, что вы один из тех редких экспериментаторов, которые очень точно умеют сформулировать вопрос, и это помогает сразу думать в нужном направлении. А что дало вам сотрудничество с Салиховым?


– Мне об этом очень приятно сказать. Уже 22 года мы работаем вместе, и ситуация оказалась идеальной. Потому что я экспериментатор, а он – теоретик, причем из тех, кто может пролить свет на эксперимент, а не строить отвлеченные теории.


– Наука занимает в вашей жизни главное место?


– Это рабочая часть моей жизни, но не подавляющая. У меня семья, которую очень люблю. Я должен заботиться о ней, уделять ей время. Люблю и спорт на природе: ходьбу, бег, обожаю ходить в горы. С Бригиттой, моей женой, пою в церковном хоре. Мы любим исполнять грегорианские песни монахов-бенедиктинцев. Знаком я и с сочинениями Софьи Губайдулиной, Альфреда Шнитке. А больше всего мне нравится русская музыка.


– Как вы себя чувствуете в Казани?


– Здесь я не впервые, и мне очень нравится у вас и потому, что каждый раз узнаю много нового в разных областях.


* * *


Как мы уже сообщали, на пленарном заседании форума была вручена и Казанская молодежная премия им. Е.К.Завойского, учрежденная семь лет назад. Нынче ее лауреатом стала доцент кафедры общей физики КГУ Айгуль Мутыгуллина. Изучая динамику квантовых систем с нелокальным во времени взаимодействием, она впервые показала, что такое взаимодействие атома с его окружением может существенно влиять на форму уширения оптических спектральных линий и при определенных условиях приводить к их расщеплению. А это очень важно, в частности при изучении движущихся объектов в астрофизике.


Александр Калинкин, Айгуль Мутыгуллина и Александр Загидуллин.Выпускница экспериментальной школы при КГУ и его физфака, Айгуль, по мнению ее научного руководителя, профессора Рената Гайнутдинова, смогла стать лидером в конкурсе соискателей премии благодаря большому значению ее исследования. “У нее, – сказал Р.Гайнутдинов, – выдающиеся математические способности, и она умеет быстро решать сложные проблемы. Разработанная нами совместно новая модель нелокального взаимодействия частиц точна, ибо решается математически”.


К сказанному можно добавить то, что Айгуль Мутыгуллина и ее научный руководитель по приглашению нью-йоркского издательства “Nova Science” написали главы для двух коллективных монографий по квантовой физике. И это же издательство предложило казанским физикам написать совместную монографию. Успешно представляла Айгуль казанскую школу физиков и на крупных международных научных форумах. Ее выступления получили высокую оценку выдающихся ученых, и не случайно: Мутыгуллина защитила кандидатскую диссертацию сразу по двум специальностям – теоретической физике, а также оптике и спектроскопии.


– Я горжусь тем, что работаю в прославленном Казанском университете, – сказала нам Айгуль. – Благодарна за оказанную мне честь в виде молодежной премии имени Завойского.


Эти чувства разделяют и молодые ученые, кандидаты наук, удостоенные поощрительных премий им. Е.К.Завойского, два Александра – Загидуллин, преподаватель кафедры молекулярной физики КГУ, и Калинкин – научный сотрудник КФТИ.


– Моя работа, – говорит Александр Загидуллин, – связана с новым классом полимерных соединений – дендримедами. С помощью метода импульсного ядерного магнитного резонанса мне удалось, исследуя под руководством профессора Владимира Дмитриевича Скирды дендримеды в растворах, доказать, что вопреки устоявшемуся мнению дендримеды разного строения и массы укладываются в рамки общего закона. Этот вывод не сразу был принят. Были долгие дискуссии, в том числе и с нашими партнерами из Института синтеза полимерных материалов Российской академии наук. Но в конце концов они вынуждены были признать нашу правоту.


Не менее интересна и важна работа Александра Калинкина. “Он занимается актуальнейшей проблемой оптической квантовой памяти, необходимой для создания оптических квантовых компьютеров, производительность которых будет во много раз выше, чем у ныне действующих, – сказал научный руководитель А.Калинкина, академик Российской академии естественных наук, профессор КФТИ Виталий Самарцев. – Саша предложил метод усиления слабых сигналов одиночных фотонов, в режиме счета и участия которых должен работать такой компьютер. Эта новаторская работа будет использована при создании оптической квантовой памяти. Сейчас под руководством и при участии Калинкина в нашем физико-техническом институте создается экспериментальная установка. Дело в том, что в отличие от многих он не только талантливый теоретик, но и руки у него поистине золотые”.


А Саша добавляет:


– Сегодня квантовых компьютеров еще нет, но, думаю, в ближайшее десятилетие они появятся.


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще