Субсидии на образование

У государства проблема: никто не хочет работать в бюджетной сфере.

Автор статьи: Наиль КУРАМШИН

information_items_1347368427

У государства проблема: никто не хочет работать в бюджетной сфере… Особенно тяжелая ситуация складывается из-за отсутствия специалистов на предприятиях оборонки, в учреждениях образования, культуры, здравоохранения. Только в Москве сегодня вакантны около 40 процентов рабочих мест в школах. Еще более бедственная ситуация сложилась на селе, где во многих школах не преподается ряд предметов из-за отсутствия нужных педагогов. 48 тысячам сельских школ не хватает учителей. Потребность в обеспечении специалистами оборонных предприятий, по оценкам экспертов, на сегодняшний день составляет не менее 3 тысяч человек ежегодно.


Причина понятна: низкая зарплата. Конечно, радикальное решение – повышать зарплату. Но наше государство, похоже, нашло более оригинальный выход.


Вакантные места в бюджетной сфере должны заполнить выпускники вузов и средних специальных учебных заведений. Как и в советские времена, их будут направлять туда по распределению. Но за это государство предоставит им безвозмездные субсидии на обучение за счет средств федерального бюджета.


Решено, что субсидию гражданин Российской Федерации сможет получить не в денежной, а только в натуральной форме – путем предоставления ему образовательных услуг конкретного учебного заведения.


Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий будут поступать органам государственной власти, которые имеют в своем ведении образовательные учреждения. Далее эти средства распределят непосредственно по учебным заведениям. Предполагается, что право на субсидию будет предоставлено гражданам Российской Федерации, которые успешно (то есть хотя бы на тройку) сдали вступительные экзамены и собираются получить образование данного уровня впервые.


Когда же такой порядок начнет действовать? В Концепции модернизации российского образования сказано: в 2003-2004 годах. И в Министерстве образования РФ сейчас говорят о намерении уже к лету 2004 года начать выдавать субсидии. Впрочем, для того, чтобы запустить механизм субсидирования, необходимо еще внести изменения в Закон “Об образовании”, в Бюджетный кодекс, затем принять постановление Правительства и прочие подзаконные акты. Так что сроки начала субсидирования зависят не от одного Минобразования.


Механизм субсидирования принципиально отличается от широко распространенной сейчас целевой контрактной подготовки, когда предприятие заключает договор с учебным заведением, которое готовит специалистов для конкретного производства. В последнем случае руководству вуза абсолютно не важно, какие взаимоотношения и обязательства существуют между обучающимися и их предприятием. В системе же возвратных субсидий именно учебное заведение будет выступать представителем государства. Но зато вузы, взявшие на себя эту “головную боль”, получат дополнительные средства из госбюджета.


Субсидия будет предоставляться гражданину Российской Федерации, заключившему трехсторонний договор об оказании образовательных услуг с привлечением субсидий в сфере образования с органом государственной власти РФ и подведомственным ему образовательным учреждением. Если абитуриент на момент заключения договора окажется несовершеннолетним (от 14 до 18 лет), то договор он должен будет заключить с письменного согласия своих законных представителей – родителей или опекунов.


Договор будет содержать обязательство гражданина по окончании полного курса обучения отработать определенный срок по распределению. Обязательство возвратить субсидию возникнет только в том случае, если выпускник вуза так и не выйдет на работу по месту своего распределения. При переводе студента в другое государственное образовательное учреждение договор об оказании образовательных услуг с привлечением субсидии можно будет переоформить с учетом предыдущего периода обучения. Предоставление субсидии студенту будет прекращено в случае его отчисления из учебного заведения и возобновлено при его восстановлении.


Предполагается, что время “отработки” субсидии будет не менее двух и не более пяти лет. Однако если заявок на специалистов по какой-то причине поступит меньше, чем число выпускников по данному направлению или специальности, то “лишним людям” разрешат трудоустраиваться самостоятельно.


Преимущественное право выбора места будущей работы получат выпускники, имеющие наибольшие успехи в учебной, научной и, по слухам, даже общественной деятельности в течение всего периода обучения.


Кстати, служба в армии по окончании образовательного учреждения, обучение в аспирантуре и интернатуре тоже будут засчитываться как исполнение обязательства отработать на предприятии по направлению государства. Обучение по программам высшего профессионального образования по окончании образовательного учреждения среднего профессионального тоже зачтут как исполнение обязательства, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Негосударственные предприятия и организации также получат право подавать заявки на специалистов, обучавшихся за субсидии, но только при условии предоставления гарантии возвращения субсидии образовательному учреждению. Для работодателей это будет выгоднее, чем заключать с вузом договор о целевой контрактной подготовке, ведь субсидия – это по сути отсрочка оплаты обучения специалиста на все время его учебы. Но много ли таких заявок сможет удовлетворить государство? Естественно, предусматривается, что заявки органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных юридических лиц будут удовлетворяться в первую очередь.


Выпускник вуза, обучавшийся за субсидию, но не пожелавший затем работать по распределению, сможет по окончании полного курса обучения вернуть затраченные на него средства в течение десяти лет равными частями ежемесячно или досрочно.


Кстати, а каков размер субсидии? Сейчас разработчики говорят, что она составит “не менее” 60-70 тысяч рублей на весь срок обучения. Так что если после окончания вуза вы найдете хорошо оплачиваемую работу, вернуть субсидию будет вполне реально. (Другое дело – чему вас научат за такие деньги. Особенно в медицинском или техническом вузе…)


В отдельных регионах похожие схемы уже начали апробировать, пока в виде эксперимента. И вот что вышло.


В Нижегородской области по региональной программе “Педагогические кадры” несколько лет на целевое обучение в педагогическом и лингвистическом университетах принимаются дети учителей и прочих бюджетников. Было сделано уже три выпуска по этой программе. И каждый раз почти треть выпускников, заключивших договор, так и не прибыла к месту работы по распределению, то есть в школу. Но две трети-то – прибыли! Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета Геннадий Рябов полагает, что главная проблема, с которой столкнулись организаторы эксперимента, – именно отсутствие документа, регламентирующего возмещение средств, затраченных на обучение. Когда на федеральном уровне такой документ появится, система заработает вполне нормально. Пока нижегородские власти воздействуют на выпускников-“уклонистов”, угрожая судебными исками о возмещении затрат на их обучение. Но до суда дело еще ни разу не дошло: все нарушившие договор согласились выплатить неустойку.


В Западной Европе и США разные формы субсидирования в сфере образования достаточно широко распространены. Будем верить, что и у нас получится не хуже.


Н.ШИРОКОВА.
Зам. главного редактора журнала “Университет и школа”.


ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще