“Молодой Толстой” – такова тема недавней всероссийской научной конференции, которая прошла в Казанском университете и была приурочена к 160-летию приезда юного Льва Толстого в Казань.
Казанский период жизни будущего великого писателя – это период становления личности и формирования его мировоззрения, в чем немалую роль сыграл университет. Поэтому символично, что открытие этого научного форума и его пленарное заседание проходили в историческом Актовом зале, где в 1844 году юноша Толстой сдавал вступительные экзамены на философский факультет и выбрал разряд восточной словесности. В этом зале он позднее участвовал в любительских спектаклях, а в 1908 году, уже будучи всемирно известным писателем, именно здесь был избран почетным членом Казанского Императорского университета. По решению ученого совета портрет Толстого с того времени украшает этот зал.
Среди участников конференции был и директор Государственного литературного музея Л.Н.Толстого в Москве, профессор Виталий Ремизов. Его доклад “Личность Л.Н.Толстого в контексте культурно-образовательных проблем современности” вызвал большой интерес, как и он сам – эрудит и последовательный сторонник возрождения и применения в современной педагогической практике идей и опыта толстовской школы.
– Я был уверен, что увижу здесь нечто такое, что мне доселе было неизвестно, – сказал Виталий Борисович, – и рад, что не ошибся. Меня потрясла прежде всего сама атмосфера вашего города, синтез культур Запада и Востока. Я бы сказал, что мы имеем дело с казанской цивилизацией, которую надо бережно хранить. И не дай Бог создать здесь условия для националистических настроений…
Я занимаюсь Толстым более тридцати лет, но только здесь мне стало ясно, что такое для него был Казанский университет. Атмосфера этого учебного заведения была в то время настолько духовно насыщенной, что породила в молодом Толстом желание собственными усилиями разобраться в себе и окружающем мире. Здесь прокладывал себе дорогу становящийся разум Толстого, здесь расширялись границы его самопознания, закладывались основы его духа. Из Казанского университета вышли толстовский университет самообразования личности и “неевклидова геометрия” толстовской духовности.
В выступлениях коллег я получил россыпи новых мыслей о жизни и творчестве Толстого, ряд интересных интерпретаций его духовного наследия. И приятно, что на конференции своими размышлениями о Толстом делились не только ученые, но и учителя – мне было дорого их трепетное отношение к нему и попытка начать по-новому думать о Толстом. Учитывая проблемы современного образования, современной культуры, есть смысл подумать о создании и в Казани толстовской школы. Они сегодня существуют в разных регионах России, а здесь, где зародился гений Толстого, такая школа тем более необходима.
– Расскажите, пожалуйста, об этой школе подробнее.
– Современная школа Толстого – это, конечно, не повторение того, что было в Ясной Поляне. То был опыт молодого Толстого, но с годами он создал методологию жизни человеческого духа, позволяющую жить осознанно, разумно. Так что современная толстовская школа вобрала все лучшее, что создано в отечественном и зарубежном образовании. Это школа, которая помогает ребенку найти свой путь в жизни. Мы, учителя, помогаем ему в этом, но не решаем за ребенка, оставляя за ним право свободного выбора. В жизни есть нравственные ценности, любовь, идеалы, и важно создать в школе условия, чтобы ребенок сам научился это понимать и открывать, а главное, научился защищать себя от телесного и духовного растления, чтобы у него был иммунитет, сильная духовная сопротивляемость. Чтобы он понял, что пришел в этот мир жить не только для себя, но и для других. Потому что только живя для других, мы реализуем себя, свою особенность, свою неповторимость. На этот счет есть уникальная книга Толстого “Путь к жизни”, где собраны его мысли и мысли всех величайших мудрецов мира.
Чтобы осуществить возрождение толстовской школы, мы в Тульском университете готовим учителей для нее, разработали новый духоведческий предмет и учебники к нему, отвечающие внутренним потребностям ребенка. Для этого нами были изучены несколько тысяч вопросов, которые волнуют детей от 4-х до 12 лет. Эту идею нам подсказал сам Толстой. Незадолго до своей кончины он беседовал с московскими учителями и спросил: “А когда загораются глаза ваших ребятишек?” – “Когда начинается живая беседа о жизни”. Вот это и послужило толчком для меня к созданию этого предмета.
Школа Толстого должна закладывать основы духовной жизни, и потому здесь на первом месте – природа ребенка, его индивидуальность. Мы говорим, что кому-то дана светлая голова, кому-то – золотое сердце, золотые руки – и в этой жизни все нужны, и потому, независимо от того, способен ребенок к математике или нет, никто не должен быть унижен, ни в ком не должно быть растоптано человеческое достоинство. Только тогда люди научатся уважать друг друга, возникнет социальное партнерство. Отсюда и новые методы обучения.
– Где уже есть такие школы?
– В центральной России, на Урале, в Западной Сибири. Немало и обычных школ, где созданы толстовские классы и дети обучаются по нашей программе. Этот эксперимент уже дает свои плоды. Такие классы становятся лучиками, от которых вся школа преображается.
– А как относится к этому Министерство образования?
– Я менее всего думаю об этом, но рад, что моя научно-исследовательская лаборатория “Школа Толстого” получила статус федеральной и Министерство образования выделило средства, достаточные для создания ее материальной базы и продолжения эксперимента. И хочу сказать, что у вас, в Казани, благодатная почва для таких школ. Ибо есть люди, любящие Толстого, есть толстовская университетская традиция, будет музей Толстого. А мы с удовольствием поможем появлению таких школ в Казани.