Конкурсный отбор в театр-студию «Ключ», существующий уже около десяти лет в Набережных Челнах, художница Гульназ Ягудина не прошла. Однако режиссер София Федёкина разрешила ей принимать участие в их творческом процессе. Оказалось, не зря. Уже через год Гульназ успешно дебютировала в «Лисистрате» Аристофана.
– Я случайно узнала о «Ключе». Пришла сюда просто так, попробовать… И здесь уже пять лет. Наш театр стал родным. С первого занятия меня привлекли игровые тренинги, направленные и на сплочение коллектива, и на внутреннее раскрепощение. Мы учились доверять самим себе, – рассказывает Гульназ.
Ежедневно, кроме воскресенья, инженеры и бухгалтеры, ветеринары и официанты, преподаватели и студенты после работы или лекций, часто уже уставшие, но полные энтузиазма, приходят в «Ключ» и нередко остаются там до позднего вечера.
– Без дела мы не сидим, на чаепитие время не тратим. У нас постоянно идет серьезная работа, – рассказывает создатель и руководитель театра-студии «Ключ» София Федёкина. – С артистами занимаются три педагога – по хореографии, сценической речи, вокалу. Я преподаю актерское мастерство. По субботам мы традиционно играем спектакли, по пятницам устраиваем прогоны.
Разумеется, не все выдерживают такую нагрузку,
– Случается, что актеры уходят из-за своих вторых половинок, ведь многим мужьям и женам не понятно, как можно столько времени проводить в театре. Можно! Это такая же работа, и не простая. Каждый делает свой выбор. Ушедших никто не осуждает – отношения с любимыми важны. Кому-то удается находить компромисс, – говорит Гульназ и, смеясь, добавляет: – У нас один актер каждый раз чуть ли не на коленях отпрашивается у жены на репетиции.
В начале каждого года через сито конкурсного отбора в «Ключ» проходят около тридцати новеньких, если к концу года из них останутся двое – большая удача. Благо держится основной костяк, около 15 человек.
– Раньше я тяжело воспринимала уход актеров, ведь каждому из ребят отдаешь часть себя. И было жаль вложенных сил. Но сейчас я отношусь к этому проще. Ушедшие люди были просто попутчиками, – говорит София Юрьевна.
Самоотверженная творческая работа открыла любительскому коллективу дорогу в театральный мир. Впервые актеры «Ключа» показали свое мастерство за пределами России на Международном театральном фестивале «Pitons-2009» в городе Добеле (Латвия). Там спектакль челнинцев «Белые ночи» Достоевского был признан лучшим.
- То, что зарабатывает студия от показа спектаклей, уходит на ее же содержание, отнюдь не
в карманкому-то
Эту же постановку студийцы возили в Старую Руссу Новгородской области на фестиваль профессиональных театров. Задействованный в спектакле Дмитрий Русин стал обладателем премии за лучшую мужскую роль.
Успех «Белых ночей» повлек за собой приглашение на очередной фестиваль в Латвию. И снова – приз за лучшую режиссуру и отдельная награда за гармоничное восприятие и передачу актерским ансамблем авторской идеи. Кстати, режиссер и автор инсценировки «Белых ночей» Никита Кобелев – ученик Софии Федёкиной, выпорхнувший из «Ключа» в российский университет театрального искусства – ГИТИС.
Сама София Юрьевна, филолог по образованию, никогда не училась на режиссера, хотя с детства мечтала о театре. Родители, будучи актерами, были против. Однако заложенное генами театральное дарование все равно выбилось изнутри наружу. Ныне София Федёкина является лауреатом премии Союза театральных деятелей РФ «Признание» в номинации «За вклад в развитие любительского театра России».
А пару лет назад челнинский режиссер по приглашению сербской стороны провела в Белграде и Власотинце мастер-классы для профессиональных актеров. После этого театр «Ключ» пригласили на известный молодежный фестиваль творчества «Радость Европы».
Для профессионального роста, и не только своего, народный театр «Ключ» организовал собственный фестиваль «Действующие лица», задуманный не в виде конкурса, а как непринужденное общение между актерами, режиссерами, зрителями. Этой весной фестиваль пройдет в девятый раз.
– Самые разные театры приезжают к нам на «Действующие лица». Всегда находятся люди, относящиеся к нашему делу серьезно, как к служению. В своем городе мне хочется показать, что театр бывает живой и интересный, – говорит София Федёкина.
На «Действующих лицах» после каждого спектакля устраивается «свободный микрофон»: из зала можно задать вопросы режиссеру и актерам. В рамках фестиваля проходят также поэтические вечера, выставки, перфомансы, мастер-классы. Любой может написать рецензию на увиденный спектакль и разместить ее на специальных стендах.
- София Федёкина, филолог по образованию, никогда не училась на режиссера, хотя с детства мечтала о театре
Но какой ценой это дается, знают только студийцы. Проведение четырехдневного фестиваля – это головная боль и каждый раз – мучительный поиск денег.
«То, что зарабатывает студия от показа спектаклей, уходит на ее же содержание, отнюдь не
Нынешний репертуар студийцев разнообразен. В спектакле «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской – признание в любви театру и творчеству. А в «Чуде святого Антонио» Мориса Метерлинка актеры «Ключа» воплощают мрачный трагифарс о современной жизни. В центре внимания провинциальной сказки «Ева Кюн» Лидии Будогской – несколько эпизодов из жизни огненно-рыжей гимназистки пятого класса. В репертуаре также «Курортные забавы» Брайена Фрилла по повести «Дама с собачкой» Антона Чехова и эксцентрическая комедия «Ю» Ольги Мухиной.
Студийцы, кстати, любят экспериментировать. Так, в их репертуаре есть кинотеатральный диафильм «Шинель. Post Scriptum» по тексту Айрата Бик-Булатова, где картины и фотографии, как и актеры, играют свои роли. По мнению Дмитрия Русина, эта постановка – увлекательное, в
«Мы показывали „Синего пса“ на недавнем казанском фестивале молодой татарской режиссуры «Ремесло», – говорит режиссер Гульназ Ягудина. – Не ожидали, что профессор ГИТИСа Анна Степанова, критики из Санкт-Петербурга, Уфы хорошо его примут, все-таки мы не кукловоды».
А рассказывать о своих творческих планах студийцы не стали. Говорят, плохая примета. Театр, знаете ли, полон суеверий.