Ее педагогический стаж приближается к «полтиннику», ее первым выпускникам уже давно за пятьдесят; она по-прежнему для них не столько учитель, сколько друг.|
Она по-прежнему наслаждается, входя в класс, и учит любить литературу; все так же неутомимо ищет пьесы для самодеятельного театра, пишет сценарии, шьет костюмы, готовит премьеры. Ее студенческие спектакли – это тоже уроки: хорошего языка, правильного поведения, осознания поступков. То, что преподаватель Нижнекамского нефтехимического колледжа Тамара Павловна Опанасенко дает своим воспитанникам, сродни походам, где проверяются все и «по всем швам».
В том числе проверяется и она сама: на педагогическую состоятельность. Хотя, казалось бы, уж она-то давным-давно по этому параметру проверена-перепроверена. Не случайно же, как бы вдруг, ее ребята тридцатилетней давности выпуска могут прийти к ней всей компанией, с букетом, и просидеть до полуночи, вспоминая, как все было, а потом разойтись по домам помолодевшими и посветлевшими.
А она, прозаически перемыв посуду, сядет за стол и напишет стихотворение – одно из тех, что войдет в очередной поэтический сборник. Таких сборников с фамилией Тамары Опанасенко на обложке уже три.
Писать стихи Тамара Павловна стала не то чтобы неожиданно, но осознала собственные стихи как поэзию достаточно поздно. В 2009 году впервые решилась собрать написанное под одной обложкой. Через два года вышел второй сборник, еще через год – третий. Сейчас она работает над рукописью четвертой книжки. В нее, скорее всего, войдет и ее пьеса, которую студенты колледжа сейчас репетируют после занятий.
Почему пьеса написана в стихах? Так ей было проще. С некоторых пор Тамаре Опанасенко проще выражать мысли стихами.
Надо сказать, «История с портретом», полудетективная-полукомическая, уже третья пьеса. Первую – «Проделки Черной Феи» – Тамара Павловна написала, еще работая в школе. Ту пробу пера она отправила в детский журнал «Пионер», правда, ответа не получила. Вторая пьеса «Струны и 8а» выдержала несколько постановок с разными поколениями ее воспитанников на протяжении почти 25 лет, потом ее актуальность прошла.
– Я повзрослела, – признается Тамара Опанасенко. – Повзрослели и мои пьесы. В последней больше философских, общечеловеческих проблем. Героине выпадает счастливый случай повернуть время назад, но, попав в прежние годы, она понимает, что ей это было не нужно. Потому что там, в прошлом, где героиня снова красивая и молодая, она никому не интересна, а все накопленное за жизнь осталось здесь, где она, постаревшая и внешне потускневшая, живет не для себя, а для тех, кто рядом…
Каково преподавать классическую литературу поколению, которое слывет нечитающим? Вопрос непростой. Во всяком случае, словеснику для того, чтобы увлечь подростков, нужен незаурядный талант. Педагог Тамара Павловна талантливый, артистичный. Умело соединяя одно с другим, она добивается того, что ребята после знакомства с очередным автором просят у нее книгу почитать.
Почитать? Пожалуйста! Она для того и разместила в кабинете литературы собственную библиотеку с необходимой литературой. Если на каждого книг не хватает, читают по очереди, как в старые добрые времена.
Недавно педагог и поэт Тамара Опанасенко удостоилась высокой общественной награды. Ей вручены диплом и медаль Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р.Державина, возрожденной в Санкт-Петербурге в 2003 году, она же избрана действительным членом этой академии. А за вклад в развитие и пропаганду русской литературы и патриотическое воспитание молодежи нижнекамский педагог награждена медалью имени М.А.Шолохова, учрежденной Министерством образования России.