Маленькая надежда большого дома

В Казанском татарском тюзе состоялась премьера спектакля «Отчий дом» ( «Нигез ташлары») по одной из последних пьес Туфана Миннуллина

Автор статьи: Юрий БЛАГОВ

information_items_71216

В Казанском татарском тюзе состоялась премьера спектакля «Отчий дом» ( «Нигез ташлары») по одной из последних пьес Туфана Миннуллина

В буквальном переводе «нигез ташлары» означает «камни фундамента» – камни, на которых стоит дом и которые как корнями связывают его с землей. Если развалить, разрушить камни – упадет дом. Пожалуй, никто не ощущал это так остро и не говорил об этом с такой болью, как драматург Туфан Миннуллин…

В селе, где живет старик Гарифулла, собираются закрыть школу. Детей в селе осталось мало, содержать школу невыгодно. Проблема эта касается не только татарских сел, но именно здесь она приобрела особую остроту. Переезжая в город, татарская молодежь начинает забывать родной язык и теряет связь с родной культурой, своими корнями. Осознавая это, сельские педагоги едут в Казань с просьбой сохранить школу, но возвращаются ни с чем. И тогда Гарифулла решает призвать своих сыновей, один из которых – министр, другой – районный прокурор, третий – врач, для серьезного разговора.

Заслуженный артист РФ, народный артист РТ Нуриахмет Сафин, играющий Гарифуллу, создает образ крепкого, энергичного, полного сил и неукротимой энергии старика, твердо стоящего на проверенных жизненным опытом нравственных позициях, вполне совпадающих с позицией автора пьесы. О прошлом старика драматург не сообщает ничего, кроме того что Гарифулла был коммунистом. В данном случае важна ситуация, а не биография героя. Таким образом, актеру пришлось выстраивать образ, исходя исключительно из тех отношений, которые складываются у Гарифуллы с окружающими по ходу пьесы. И сразу надо сказать, что Нуриахмет Сафин успешно справляется с задачей, создавая многокрасочный образ, представляя зрителю своего героя разными гранями его характера и убеждая нас в том, что это незаурядная и сильная личность.

С близкими людьми у Гарифуллы складываются неоднозначные отношения. Он может порой жестко оборвать свою жену Гульджихан .Камалиева), но может и пожалеть, и приласкать ее. Он суров со старшими сыновьями – министром Хамитом .Камалиев) и прокурором Ханифом .Калимуллин), но и гордится ими. Он саркастиче­ски насмешлив по отношению к снохе Фардие .Низамиева) и растерянно беспомощен в отношениях со спившимся и сбившимся с пути сыном Халилом .Низамиев). Ох как нелегко старику Гарифулле разобраться со своими сыновьями, как трудно ему примириться с тем, что не прямы их дороги, что в трудных жизненных ситуациях не хватает им ни твердости характера, ни принципиальности. И гнев, и боль сквозят в его разговорах с сыновьями, и вместе с тем – мудрость понимания того, что у жизни свои законы, изменить которые дано не каждому. И у старика лишь одна надежда – это внук Флорид.

Неожиданное и, на мой взгляд, удачное решение нашел режиссер спектакля Ренат Аюпов, рискнув доверить роль мальчика его же сверстнику, сыну актеров Ильнара и Лилии Низамиевых. Юный исполнитель живет в спектакле удивительно естественно и свободно, со свойственной его возрасту непосредственностью. И сцены деда и внука – Нуриахмета Сафина и Искандера Низамиева – пожалуй, лучшие в спектакле, самые трогательные и самые глубокие, ибо дед делится с внуком самыми сокровенными мыслями, самой выстраданной болью и словно молодеет рядом с ним.

Добрых слов заслуживают многие исполнители: и Энже Камалиева, создавшая трогательный и убедительный образ Гульджихан; и заслуженная артистка РТ Халида Сунгатуллина – интеллигентная, обаятельная супруга министра; и озорной Халим, младший из сыновей Гарифуллы – Зульфат Гараев.

Вызывает сомнения лишь то, как решен образ Фардии, весьма прагматичной и хорошо усвоившей выгоды своего положения супруги прокурора. Намеренное оглупление и даже окарикатуривание этого персонажа, к чему драматург не дает никаких оснований, отнюдь не идет спектаклю на пользу. Если оппоненты Гарифуллы – сплошь глупые, недалекие люди, то в чем тогда пафос его речей? И в этом смысле его старшие сыновья, Хамит и Ханиф, тоже выглядят не очень убедительно. Можно допустить, что дети, зная характер отца, пытаются защититься от его нападок шутками и нарочитым комикованием, относятся к нему с некоторой долей иронии. Но порой это комикование становится самоцелью, размывая серьезность поднимаемой проблемы. Поэтому принципиального разговора, в котором каждый отстаивает свои позиции с полной убежденностью в собственной правоте, увы, не получилось. Побалагурили, отшутились и разъехались, не дав труда зрителю задуматься над тем, что высмеять незадачливых героев – еще не значит найти путь к решению проблемы.  

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще