20 декабря в Национальной галерее «Хазинэ» состоится открытие юбилейной выставки народного художника Татарстана Софьи Кузьминых, одного из ведущих мастеров татарского декоративно-прикладного искусства. Выставка посвящена 85-летию художницы.
Отчего, родная, снег зимой идет?
Из него природа одеяльце ткет.
Одеяльце, мама? А зачем оно?
Без него земле было б холодно!..
Почему-то мне вспомнилось это простенькое детское стихотворение из довоенной «Родной речи», когда я задумалась о творчестве известной и самобытной художницы Софьи Кузьминых. Перефразируя те строки, могу сказать, что наша жизнь без «одеяльца», без искусства, была бы холодной и неуютной.
Софья Кузьминых – одна из тех художниц, которые возродили, творчески обогатили и сделали частью нашей жизни старинное татарское декоративно-прикладное искусство. К сожалению, начиная с 20-х годов прошлого века это искусство было задвинуто в дальние углы «бабушкиного сундука» как нечто отжившее и ненужное.
Но у души народа – свои законы, свои пути. Попробуй останови родник! Он все равно найдет себе дорогу… Так и народное декоративно-прикладное искусство, несмотря ни на что, продолжало жить.
Интересной, хотя и трудной была жизнь Софьи Кузьминых. Родилась в Казани и с первых лет росла в смешанной среде, где рядом жили и татары, и русские. И наверняка в домах подружек она видела вышитые татарским орнаментом полотенца, наволочки, «дорожки». И, возможно, инстинктивно, неосознанно вбирала в себя эти красивые и незамысловатые композиции, которые потом, когда она станет профессиональным художником, оживут и превратятся в подлинные произведения искусства.
Но путь к этому был долгим. Сначала жизнь заставила ее пойти работать в сапожную мастерскую, где она научилась мастерски вбивать гвозди в каблуки и подошвы. При этом Софья всегда тянулась к красоте и находила время рисовать.
Велико было желание учиться, но и это не сразу привело ее в мир искусства: то это был строительный техникум, то пошивочная артель… И наконец, в Рязани, где был филиал Московского художественного училища, она приблизилась к своей мечте и получила специальность художника по вышивке.
В 1950-е годы Софья Кузьминых работала в Казани в артели «Конфекцион», где впервые столкнулась с необходимостью побольше узнать о татарском орнаменте. Но тогда не было никаких учебных пособий. Искать материал пришлось в Национальном музее, где в те годы работали замечательные специалисты–искусствоведы А.А.Мирлин, П.М.Дульский, Н.И.Воробьев. Они открыли перед ней фонды музея, его национальные сокровища. Это было настоящим везением для молодой, начинающей художницы. Она глубоко прониклась той изумительной красотой и духовностью, которыми дышала каждая вещь, выполненная неизвестными народными мастерами. Вот тогда, наверное, и зажглась звезда художницы Софьи Кузьминых.
В 1959 году ее творческие работы (полотенце с татарским орнаментом и салфетки) сразу были замечены на I Всесоюзной выставке народных художественных промыслов в Москве. Но вот парадокс: в Казани стремление талантливой художницы возродить искусство татарской вышивки не считали занятием, достойным профессионального признания, и не спешили принимать ее в Союз художников.
Позже Софья Кузьминых окончила Московский технологический институт, много и плодотворно работала как художник по текстилю. В эти же годы она знакомится с известным ученым–фольклористом Фуатом Валеевым, который первым стал заниматься изучением татарских орнаментов, их истоков. Это содружество сыграло большую роль в творчестве художницы. Одна из самых ярких ее творческих удач – знаменитая «Голубая шаль», созданная для одноименного спектакля Татарского академического театра. Работа над «шалью» была долгой и кропотливой. Сколько вариантов было создано автором и ею же отвергнуто, пока в единое целое не соединилось все: и цвет, и узоры, и фактура…
Как-то, занимаясь в читальном зале Научной библиотеки имени Лобачевского, Софья Кузьминых познакомилась с удивительным человеком – Вячеславом Васильевичем Аристовым. Именно от него она впервые услышала о Волжской Булгарии, где процветали ремесла и творили искусные мастера. После этого художница увлеклась старинной техникой кожаной мозаики и тиснения по коже. Она изучала историю и культуру булгар, а также знакомилась с художественными традициями башкир, финно-угров и других народов. Среди созданных ею композиций в технике кожаной мозаики и тиснения выделяется триптих «Джик-марган» по мотивам легенды об Алтынчеч. Не менее интересным занятием для нее стало создание из кожи предметов и аксессуаров женской одежды – перчаток, сумок и, конечно, татарских сапожек. В 1970-х годах Софья Даниловна начала работать вместе с дочерью, талантливой художницей Светланой Гарбузовой, которая привнесла много нового в творческие поиски матери.
И вот прошли годы. Двадцать первый век уверенно завоевывает свое пространство. В татарском декоративно-прикладном искусстве работают молодые художники, восходят новые имена. Но то, что в свое время было найдено и заново открыто Софьей Кузьминых, никто никогда не отнимет и не забудет. Ее имя – в числе первооткрывателей, вернувших татарскому народу его сокровища.