Первая песня любви

«Колыбельная. Бишек жыры» – такая тема была выбрана для очередного международного симпозиума по современной живописи в Елабуге, седьмого по счету.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

«Колыбельная. Бишек жыры» – такая тема была выбрана для очередного международного симпозиума по современной живописи в Елабуге, седьмого по счету.

Колыбельные существуют, наверное, столько, сколько и само человечество. Эти песни, которые пела каждая мама и слышал каждый из нас, несут любовь, ласку, тепло, ощущение покоя и защищенности. Потому, наверное, работы участников этого арт-проекта были пропитаны особым лиризмом, окутаны дымкой воспоминаний. Как отметил член Союза художников Казахстана и народный художник Татарстана Камиль Муллашев, тема эта – общечеловеческая: с древности колыбельная поется и рисуется, поэтому было несложно поэтизировать, создать лирический мотив, и каждый художник в своем стиле воспел колыбельную.

Конечно, многие авторы поселили на свои холсты мать и засыпающее дитя, чуткой тишиной и покоем веет от этих работ. А для кого-то колыбельная – это картинки из детства: вот мальчик дует на нежную головку одуванчика, а тут ребенок восседает на возу сена или отдыхает под пологом на арбе, пока взрослые косят траву.  Еще – словно яркие детские сны: малыш верхом на петухе, девочка ловит невесомое перышко. И много других забавных и трогательных образов.

Казалось бы, колыбельная – тема женская, материнская. Трудно ли было художнику-мужчине найти средства ее выражения? Член Академии изобразительного искусства Белоруссии Рыгор Ситница воспринимает колыбельную гораздо шире: «Спать укладывает нас мама, но засыпаем мы с Господом Богом. Поэтому моя колыбельная – это вечерний звон над Елабугой. Что же касается частной колыбельной, то я своему сыну пел гораздо чаще, чем моя жена. Это были белорусские народные песни, которые я знаю в огромном количестве. А в полтора года сын запел сам, и оказалось, что он все запомнил. Теперь он довольно известный музыкант в Беларуси. Вот вам отцовская колыбельная».

По мнению Ситницы, колыбельная – это душевная гармония. А поскольку художник – это человек, ее создающий в своих картинах, то всякое произведение, наполненное душевной гармонией, имеет отношение и к этой теме.

Особенно ценно то, что работы отражают не только индивидуальный почерк каждого художника, но и национальный колорит. Ведь на симпозиум собрались живописцы из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и из 18 городов России. Объединение культурного пространства некогда единой страны всегда было одной из главных целей проведения симпозиумов, организаторами которых являются Министерство культуры РТ и Елабужский государственный музей-заповедник.

Как отметила генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко, такие встречи вносят вклад в общую копилку дружбы народов, и каждый год художники благодарят организаторов за возможность провести несколько дней рядом с коллегами из разных стран. Общее настроение выразил Сергей Горбачев из Кирова: «Самое действенное для художника средство наполниться – это видеть много интересного и встречаться с интересными людьми. Здесь мы собраны, как лоскутное одеяло, и получается настоящий культурный, временной срез с очень широкой географией. Для нас, художников, это возможность взглянуть на разные темы другими глазами, вырвать себя из камерных условий мастерской и вернуться наполненным, способным по-особому взглянуть на свой регион».

По условиям проведения симпозиума написанные за его время работы передаются в фонды музея-заповедника. Здесь уже собралась внушительная коллекция, и Гульзада Руденко заявила о готовности открыть музей современного искусства в Елабуге, ведь уже сейчас есть возможность выставить более 200 работ художников из 15 стран – участников симпозиумов разных лет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще