Талантливые ребята удивляют казанцев в новом театре
В то время как традиционный театр начинается с вешалки, этот встречает зрителей бахилами ручной работы. С первого апреля в Казани работает экспериментальный «Театр.Акт», который будет открыт все лето. И это вовсе не затянувшаяся первоапрельская шутка.
Черные матерчатые бахилы в новом театре выполняют, можно сказать, роль тапочек. В небольшом зале, расположенном на улице Баумана в Казанском подворье, все по-домашнему уютно. На полу расстелен ковролин темно-коричневого и красного цвета, чтобы визуально выделить сцену, стены выкрашены в шоколадный цвет, на окнах – однотонные занавеси. Молодые актеры и режиссеры Родион Сабиров и Ангелина Мигранова оформили этот зал самостоятельно. По словам ребят, все работы по отделке помещения и подготовке декораций выполняли своими силами с помощью друзей и студентов театрального училища. В финансовом плане, что называется, выворачивали все карманы.
Познакомилась пара еще на втором курсе театрального училища. Ангелина выпустилась в этом году, Родион завершит учебу в 2013-м. Сначала ребята образовали творческий союз, готовили небольшие отрывки произведений для своих педагогов, затем перевели свой союз в статус семейного и задумались о серьезной театральной работе.
За три с лишним года они достигли заметных результатов. Успешно участвовали в режиссерской лаборатории «Выход-68» и II Всероссийском фестивале молодой татарской режиссуры «Ремесло». Поставили такие спектакли, как «Лысая певица» Эжена Ионеско в театре «На Булаке», «В ожидании Годо» Самюэля Беккета и «Оглянись во гневе» Джона Осборна на малой сцене Камаловского театра.
Но плох тот актер, который не мечтает выступать на собственной сцене. Желание организовать новый театр, по словам Родиона, возникло спонтанно. «Мы поняли, что пока молоды, энергичны и горим идеями, нужно делать что-то свое, – рассказал он. – Возможно, у нас что-то не получится, даже, может быть, весь проект провалится, но мы все равно будем стремиться к самостоятельности, учиться у педагогов, зрителей и самих себя, но делать то, что нам интересно».
А интересен ребятам жанр абсурда, который, к слову, понятен далеко не каждому зрителю и уж тем более – привыкшему к академическим театральным постановкам. Именно с премьеры по мотивам абсурдиста Ионеско и началась история
«Театр.Акта». «Лысая певица» скорее оттолкнет консервативного зрителя, зато придется по нраву тем, кто ценит оригинальность мышления, нестандартное творчество и смелость. По-
этому своих поклонников постановка находит как среди школьников, так и людей солидного возраста.
Впрочем, то же самое можно сказать и о второй постановке (всего их у нового театра пока две) по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха. «Королеву красоты» можно назвать смелой и откровенной пьесой. И даже в какой-то степени революционной для казан-
ских театралов. В силу этих особенностей посмотреть ее могут лишь зрители старше двадцати одного года.
– После премьеры «Королевы» многие обвинили нас в том, что мы заманиваем зрителя обнаженкой, – рассказала Ангелина, – но, когда мы взялись за этот материал, не ставили своей целью показывать голое тело на сцене, нас заинтересовала сюжетная простота, которая в то же время скрывает в себе невероятную сложность исполнения.
И действительно, история взаимоотношений дочери и матери на первый взгляд понятна и незатейлива, но с каждым новым диалогом открывается новая, неожиданная грань сюжетной линии, и на первый план выходит именно психологическая составляющая спектакля, а никак не голое тело. Помимо самих ребят, в спектакле также участвуют народный артист Татарстана Роман Ерыгин и заслуженная артистка республики Нина Калаганова. Вообще, по словам Ангелины и Родиона, пока театр будет работать в антрепризном режиме.
С финансами у ребят сейчас туго, поэтому первостепенная задача для них – пережить лето, чтобы в новом сезоне порадовать зрителей новой постановкой, материал для которой молодые режиссеры пока выбирают. Рассчитывать приходится только на себя и на поддержку поклонников их творчества, которые с удовольствием приходят на вечерние спектакли.
Кстати, в зале, рассчитанном всего на сорок мест, свет гаснет только после прихода последнего зрителя. Ведь главная особенность нового театра – его камерность. Это дает возможность сидящим в зале становиться полноправными участниками спектакля. Само название театра происходит от латинского «acto», что означает процесс или действие. Ребята поясняют, что в их театре важнее игра актеров, эмоции, жизнь здесь и сейчас, то есть творческий процесс, нежели его результат.
Вообще приятно осознавать, что в Татарстане находится возможность для творческой реализации молодых. В последние годы мы наблюдаем, как культурная жизнь не только Казани, но и всего региона становится разнообразной. И тем более приятно, что у нас есть место смелым экспериментальным проектам, которые расширяют границы нашего сознания, заставляют думать, спорить и смотреть на жизнь чуточку иначе.