Возможно ли сохранить преемственность между древним и современным Каравоном
Каравон – древний и очень красивый праздник русского народа, пустивший глубокие корни в селе Русское Никольское Лаишевского района.
Языческая первооснова праздника постепенно и вполне органично переросла в народно-православную. Так, наиболее изученные источники повествуют о том, как в «Николин день», то есть в день памяти святителя Николая Чудотворца, отмечаемый Русской православной церковью 22 мая по современному стилю, с раннего утра народ православный, от мала до велика, собирался на праздничную службу – литургию, затем начиналась щедрая домашняя трапеза, а потом уже – народные гуляния, во время которых и игрался хоровод – каравон. Своим плавным круговым движением он символизирует ход солнца. Главной особенностью никольских хороводов является как бы пульсирующий круг, который с каждым шагом то увеличивается, то уменьшается подобно светлому времени суток.
Нельзя не сказать и о том, что Каравон нес важную социальную функцию, ведь в хоровод вставали в основном молодые женщины и девицы, среди которых неженатые парни присматривали себе невест. Которая из них краше, наряднее, статнее, лучше поет и движется? Любаша, а может, Катюша? Или Людмила?..
Одновременно с «беседками» или «артелями» шло гулянье по всей территории села: здесь частушки поют, там кадриль играют, а поодаль мужики повзрослее просто общаются. Все эти фрагменты народного праздника в совокупности тоже назывались Каравоном, но центральным событием был все-таки каравон – хоровод… И так было в Никольском сто, двести и даже, говорят, триста лет тому назад.
Принцип преемственности был нарушен в годы советской власти, когда были запрещены престольные праздники, а вместе с ними и древние народные обряды. Лишь в конце 1980-х годов, когда официальные запреты были сняты, несколько пожилых жительниц Никольского отважились впервые после долгого перерыва выйти играть каравон. Вскоре произошло еще одно ключевое событие для сегодняшнего Каравона – знакомство руководителей Никольского сельского дома культуры супругов Сергея и Светланы Трусовых с представителями Общества русской культуры Казани. Тогда и было решено сообща в 1993 году провести первый фестиваль русского фольклора. Поначалу он назывался «Никольский престол», и на том первом фестивале кроме ансамбля никольских бабушек «Каравон» выступили еще малоизвестный тогда семейный фольклорный ансамбль «Коляда» из Казани и ансамбль «Родные напевы» из Заинска. Всего фестиваль собрал около 80 участников, немного по нынешним меркам, но именно с этого времени локальный праздник села Русское Никольское стал олицетворять целое движение по возрождению русского фольклора в Республике Татарстан.
Поначалу Каравон развивался в основном на общественных началах, но когда численность его участников и гостей перевалила за тысячу человек и организация их доставки в Никольское превратилась в отдельную проблему, руководство республики поддержало народную инициативу, и с 2003 года Каравон является государственным праздником Республики Татарстан. Был также восстановлен храм села, и сегодня он встречает верующих и всех гостей Никольского во всем своем великолепии.
Каравон – огромное приобретение республики и всего ее многонационального народа, потому что каждому есть место на этом широком русском празднике. В последние годы число его участников и гостей доходит до десяти тысяч человек. И думается, что сегодня первоочередной становится задача сохранения не формальной, а подлинной традиционности Каравона.
Действительно, как в новых условиях сохранить фольклорную первооснову Каравона, его национальный колорит и одновременно поддержать интерес к нему людей, мало знакомых с традиционной культурой? Как вписать в формат праздника десятки творческих коллективов, которые далеко не всегда имеют прямое отношение к исконно русской традиции? Наконец, как быть с VIP-гостями, в отношении которых должны соблюдаться и протокол, и меры безопасности?
Нельзя не заметить, что в последнее время фестиваль начинает приобретать формат, наработанный командой российского центра «Играй, гармонь», которая с 2003 года приезжает в Русское Никольское. Эта замечательная команда с ее яркими и талантливыми лидерами – братом и сестрой Заволокиными, продолжающими дело своего отца Геннадия Дмитриевича Заволокина – сама сформировала прекрасную традицию, воплощенную не только в известной телепередаче, но и в других проектах. Но эта традиция – иная, нежели традиция праздника «Каравон» в нашем Русском Никольском, и последняя не должна подменяться даже ради таких дорогих гостей.
Оборотная сторона массового Каравона – усталость артистов и гостей к самому ответственному моменту, ради которого, собственно, праздник и получил свое название. После могучего пролога, масштабного концерта с мини-каравоном на асфальте в центре села с участием почетных гостей до традиционной, собственно хороводной поляны доходит едва ли десятая часть участников праздника.
Но это все полбеды. Хуже, когда чиновники, пусть даже из лучших побуждений, вмешиваются в сценарный план и пытаются определять содержательную сторону праздника. И уже совсем грустно становится, когда ключевые роли в организации и проведении Каравона начинают играть не специалисты по традиционной и обрядовой культуре, а самые обычные шоумены. И разве не чужеродно смотрятся на Каравоне «чисто русские» шашлыки, катания на верблюдах или куклы-«гуманоиды»?
Как не допустить утраты подлинной традиционности Каравона? Сложный вопрос. Но бесспорно одно: участниками этого процесса должны быть прежде всего те люди, которые восприимчивы к родникам традиционной культуры русского и других народов Республики Татарстан. Только тогда в наших силах будет сберечь самобытный характер Каравона и придать второе дыхание народным традициям, передававшимся из поколения в поколение и дошедшим до наших дней благодаря жителям села Русское Никольское.