Труженик с милосердной душой

Сорок дней назад от нас ушел Шамиль Закиров, директор Татарского академического театра. Нам казалось, что он будет всегда… В театре Шамиль Зиннурович взвалил на себя всю, на первый взгляд невидимую, «черновую» работу.

Автор статьи: Дания ГИМРАНОВА

Сорок дней назад от нас ушел Шамиль Закиров, директор Татарского академического театра

Нам казалось, что он будет всегда… В театре Шамиль Зиннурович взвалил на себя всю, на первый взгляд невидимую, «черновую» работу. От его энергии, таланта организатора и просто неравнодушного человека зависело благополучие семьи под названием театр.

Театр – это сложный организм. Драматург Туфан Миннуллин однажды высказался жестче: «Театр – это сумасшедший дом». И Шамиль-абы был одним из тех людей, которые всегда умеют найти разумные доводы для того, чтобы объединить всех в едином стремлении. В театре он был правой рукой режиссера и актеров, в любую минуту готовый помочь в решении любых трудных вопросов.

Шамиль Закиров родился и вырос в селе Нарат Елга Чистопольского района, учился в Казанском химико-технологическом институте. Но его душа стремилась куда-то еще, и неожиданно для себя он открывает двери Казанского театрального училища. Стать актером ему было не суждено, но как организатору творческой, культурно-массовой работы ему не было равных. С 1979 по 1985 год он работал директором Дворца культуры «Энергетик» в Набережных Челнах, и лично я познакомилась с Шамилем Зиннуровичем именно в тот период. Тогда театроведы и критики регулярно ездили по театрам Закамья, отсматривали спектакли и обменивались мнениями. И каждый раз, когда показы проходили во Дворце культуры «Энергетик», мы ощущали на себе заботу директора, который всегда встречал нас очень тепло. Помню, однажды он пришел в гостиницу в пять часов утра только за тем, чтобы проводить нас. Естественно, это не входило в его обязанности, но по прошествии лет, когда мы стали общаться теснее, я поняла, что для него это было не просто нормой, а потребностью души.

В 1985 году Шамиля Закирова назначили директором Татарского академического театра имени Г.Камала. Как и многие, я увидела в этом хороший знак, поскольку в театр пришел настоящий труженик, человек, с детства влюбленный в артистов и дело, которому они служат.

Не счесть ежедневных хозяйственных забот в театре! Кроме того, директор чувствовал ответственность за каждого человека, пришедшего в коллектив. Если кто-нибудь серьезно заболевал, он первым протягивал руку помощи, использовал все свои связи и возможности, чтобы найти хорошего врача или необходимое лекарство.

Приведу случай, описанный в журнале «Тамаша», издающемся в Уфе (2002 г., №2): «В семью Гафаровых пришла беда. Главе семьи Фидану Сафовичу поставили страшный диагноз – аневризм аорты. Это значит, аорта сердца расширена, к тому же, там обнаружили тромб… Требовалась операция на сердце. Это само по себе звучало пугающе. А если представить расходы! Куда только ни обращалась жена Фидана – в Башкирский академический театр, Министерство культуры, Союз театральных деятелей, в администрацию родного района мужа – всюду ей сочувствовали, но помочь никто не торопился. На чужую беду первым откликнулся директор Татарского академического театра имени Г.Камала, и необходимая сумма была собрана. Вскоре Фидана Гафарова проводили в Москву, где ему успешно была сделана операция на сердце…»

И таких историй из жизни Шамиля Закирова можно вспомнить десятки. Помогать людям, даже малознакомым, было естественным состоянием его сострадательной души. «Знай, где могила умерших, береги живых» – эта народная мудрость стала жизненным девизом Шамиля Зиннуровича.

В течение двадцати с лишним лет работы в театре он выступал зачинателем многих добрых дел. Среди них – организация юбилейных вечеров актеров, конкурс «Новая татарская пьеса». Долгие годы при театре работала труппа «Инсаният» («Милосердие»), позволившая продлить творческую жизнь многим ветеранам сцены. Доброй традицией стало участие Камаловского театра в ежегодном фестивале памяти Салиха Сайдашева в селе Кзыл Байрак. У истоков этого музыкального праздника тоже стоял Шамиль Закиров. Наконец, с тех пор, как он стал директором, каждый год в начале мая камаловцы приходят на Татарское кладбище в Казани, чтобы убрать могилы и вспомнить ушедших актеров.

Театр имени Камала расположен в центре Казани, на берегу озера Кабан. Его здание напоминает корабль с парусами, которые надувают ветры перемен. Наверное, не случайно, когда люди хотят поведать о своих радостях или горестях, они собираются около театра. Шамиль Закиров называл театральную площадь пуповиной города и объяснял это так: «Эту площадь нам дал сам Аллах. У театра Камала издавна есть притягивающая к себе сила. Народ его считает своим и по-своему молится на него. Его тайна, наверное, в этом. Возможно, поэтому если происходит событие, которое по душе народу или, наоборот, вызывает в нем тревогу, люди собираются здесь».

Однажды Марселя Салимжанова спросили: «Чего вы боитесь в жизни?» И он ответил: «Больше всего я боюсь расстаться со своим директором…» Уход самого Салимжанова десять лет назад стал тяжелым ударом для Шамиля Закирова, незаживающей раной на его сердце. Всю оставшуюся жизнь он посвятил увековечению памяти выдающегося деятеля театра и друга. И ушел в одну пору с ним – на исходе зимы…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще