Судьбе на смех

В разные годы Тукаевской премии удостоились наши именитые писатели Туфан Миннуллин, Гамиль Афзал, Шаукат Галиев, Фанис Яруллин…

На соискание Государственной премии РТ им.Г.Тукая

День рождения Тукая – нашей общей гордости – я всегда ожидаю с радостью. Почему, спросите. Потому что к этой дате переиздаются книги поэта, организуются поэтические вечера, куда и меня приглашают почитать стихи. В то же время каждый раз не дает покоя мысль: а премию-то кому дадут?

В разные годы Тукаевской премии удостоились наши именитые писатели Туфан Миннуллин, Гамиль Афзал, Шаукат Галиев, Фанис Яруллин… Правда, среди ее лауреатов практически нет литераторов, посвятивших свое творчество сатире и юмору. Поэтому, когда увидел в числе нынешних соискателей имя Камиля Каримова, на душе у меня потеплело. Наконец-то!

Камиль Каримов еще в начале 1980-х был достаточно популярным автором. Сам пишет – сам читает. Ему и бумажка не нужна. Читая со сцены эпиграммы, он умудряется даже имитировать голоса тех, кому они посвящены. Крылатое выражение «Анда мине беляляр?» («Меня там знают?») вошло в нашу речь тоже благодаря Камилю. Ведь популярность – это уставный капитал автора. Со своими «вечерами юмора» Камиль объездил всю Россию – Москва, Петербург, Уфа, Челябинск, Астрахань, Пенза, Тюмень… Он всегда был «тяжелой артиллерией» и наших совместных концертных программ. Его монологи – такие как «Покажи язык», «Хочу полететь на Луну», «Серная мазь», «Подарок» – сразу же настраивают зрителя на соответствующий лад, и нам, артистам, остается только срывать аплодисменты. Выступления Камиля всегда были на злобу дня, актуальными и острыми.

Для непугливого сатирика и сегодня работы хватает. К тому же Каримов постепенно перешел на крупные литературные формы: за последние десять лет он написал и издал четыре романа. Это подняло значение сатиры и юмора в татарской литературе на новый уровень.

Возьмем, к примеру, его дилогию «Песочные часы». В центре событий – представители некогда уважаемой профессии – бурильщики артезианских скважин. Один из них, Фазыл, пробуривший за свою жизнь сотни скважин, после распада СССР остается без работы и вынужден жить в вагончике. У бывшего «полевого рабочего» нет ни семьи, ни дома, ни здоровья. При этом надо учиться жить в новом обществе…

Или другая картинка с натуры. В колхозе идут выборы нового председателя, сопровождаемые интригами и подковерной борьбой за кресло. И так это похоже на сегодняшние политические баталии… Читаешь и как будто слышишь беспрерывную трескотню телевизора. Простая деревня превратилась в маленькую модель государства.

В романе есть еще один персонаж – Альфина из Актаныша, давняя сердечная боль Фазыла… Моя жена, к слову, тоже родом из Актанышского района. Она-то и принесла домой эту книгу, и мы вместе ее читали…

Судьбы поломаны, страна разрушена, мораль на стадии разложения… Но то, что Камиль Каримов описывает наше непростое бытие посредством юмора, остроумных диалогов, живым и доступным языком, рождает у читателя оптимизм и надежду. Короче – хочется жить! Несомненным достоинством романа является и то, что он написан в виде небольших новелл, которые можно читать со сцены.

«Песочные часы» – несомненно, новое слово в татарской литературе. И я считаю, что роман Камиля Каримова достоин высшей литературной награды республики.

В новый, високосный 2012 год я вступил на костылях. Упал и сломал ногу – ничего удивительного, ведь наши дороги такие же скользкие, как и политика. И так, вися на двух костылях, частенько приходилось выходить на сцену. Зрители покатываются со смеху, а мне хочется плакать. За пятьдесят лет работы в театре я впервые пережил такую трагикомедию.

А говорю это вот к чему. Вспомнилось, как осенью 1984 года Камиль Каримов впервые читал свои монологи на сцене Камаловского театра. Народ безудержно смеялся, то и дело прерывая его аплодисментами. А потом выяснилось, что незадолго до этого Камиль месяц пролежал в больнице. Выписывая его, врачи предупредили, что жить ему осталось дней сорок… И вот представьте: приговоренный к смерти тридцатичетырехлетний писатель смешит со сцены людей!

Прошли «сороковины», потом еще столько же и еще… На пятидесятилетнем юбилее писателя-сатирика в зале УНИКСа яблоку негде было упасть. Достойно и в полном здравии встретил недавно Камиль Каримов и свое шестидесятилетие.

Все может сломаться – только не душа.

Браво, Камиль-дус!

 Равиль ШАРАФЕЕВ,
народный артист России
и Татарстана

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще