Цветаева: время вспять

Повернуть время вспять, прийти от конца к началу, ко времени, полному надежд, – такое путешествие оставляет впечатление самое светлое. Хотя бы на несколько минут это удается сделать экскурсоводам елабужского литературного музея Марины Цветаевой.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Повернуть время вспять, прийти от конца к началу, ко времени, полному надежд, – такое путешествие оставляет впечатление самое светлое. Хотя бы на несколько минут это удается сделать экскурсоводам елабужского литературного музея Марины Цветаевой. Здесь открылась экспозиция, посвященная 120-летию поэта – его отметят осенью.

Черно-белые фотографии… Они стали основой экспозиции. С них смотрит Марина – девочка, девушка, женщина, с них смотрят те, кого она любила, кто был рядом. На снимках и картинах – места, где она бывала, где жила. Рядом – строки из ее стихов и дневников, знаковые документы, слова современников… Вся жизнь поэта – в этих нескольких залах, и даже тот, кто ничего не знал о Цветаевой, может, побродив по музею, представить ее путь. 

Экскурсия начинается с рассказа о дне сегодняшнем: о мемориальном комплексе поэта, созданном в Елабуге. О том, что в этом году состоятся VI Международные цветаевские чтения, которые собирают  исследователей творчества поэта и переводчиков со всего мира. В рамках чтений состоится вручение литературной премии имени Цветаевой, учрежденной администрацией Елабуги. Мы узнаем о том, что нынешний год для семьи Цветаевых богат на даты: сто лет прошло со дня венчания Марины и Сергея Эфрона, сто лет – со дня рождения дочери Ариадны и столько же – со времени основания отцом Марины столичного музея изобразительных искусств, действующего и поныне.

Почему экскурсия выстроена так? Потому что сначала мы читаем стихи поэта, знакомимся с результатом его жизни, а потом нам становится интересно,  как сформировался этот талант, как складывалась судьба человека.

В мемориальном зале можно увидеть вещи, принадлежавшие Марине Ивановне. Это ее блокнот, а еще – предметы самые прозаические: блюдо, серебряные ложки, орехоколка… К ним прикасались ее руки. В этом зале словно сталкиваются быт и бытие поэта, ответственность перед семьей и ответственность перед своим талантом. Здесь же в бумажном конверте, надписанном рукой дочери Ариадны, хранится локон волос Цветаевой.

И далее – жизнь в порядке обратного отсчета: эвакуация в Елабугу, возвращение на родину, арест мужа и дочери, жизнь в эмиграции, встреча и расцвет любви к Эфрону в счастливом крымском Коктебеле, становление как поэта, детство в доме, где царили музыка и живопись и где мать когда-то записала в дневнике: «Четырехлетняя  Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?». И – 26 сентября 1892 года, когда в семье Цветаевых родилась девочка Марина.

В честь этого праздника во время открытия экспозиции в небо выпустили 120 белых шаров и  белого голубя, как символ свободной души поэта. Вслед за цветаевскими строками: «Если душа родилась крылатой – что ей хоромы и что ей хаты!»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще