Для потомков знаменитой купеческой фамилии Елабуга – родной город
Евгения Третьякова и Дмитрий Ткаченко живут в черноморском Туапсе. Но провести свою свадьбу они решили в Елабуге, на исторической родине невесты. Ведь Евгения – потомок династии Стахеевых.
Евгения и ее мама Елена продолжают ветвь предпринимателя-миллионера и крупнейшего благотворителя Ивана Ивановича Стахеева. Бабушка Елены Всеволодовны – последняя из их семьи, кто жил в Елабуге. После революции она с супругом уехала на Черноморское побережье. Постоянно переезжала с места на место, словно боясь преследований. Тем не менее фамилию бабушка не сменила, осталась Стахеевой, надеясь, что это поможет когда-нибудь найти родных, разбросанных по всей стране. Так, собственно, и вышло.
СВАДЬБА В ОСЕННЕЙ ЕЛАБУГЕ
Зная по детским воспоминаниям о Елабуге, Елена как-то раз приехала сюда с дочерью и почувствовала себя дома, нашла здесь друзей. А теперь с городом предков связано и семейное торжество – свадьба. Кстати, идея принадлежала жениху Евгении – Дмитрию Ткаченко. Заключение брака приурочили к международным Стахеевским чтениям, которые здесь традиционно проходят.
– Мы очень любим Елабугу, а память о Стахеевых для нашей семьи – некий ресурс, жизненная сила, которая вселяет уверенность в то, что будущее будет стабильным и благополучным, – сказала Евгения. – И мы почему-то уверены, что брак, заключенный в осенней красивой Елабуге, будет крепким и долгим.
Интересно, что у потомков Стахеевых тоже наблюдается предпринимательский талант. Вот и молодожены собираются развить семейный бизнес. Евгения имеет юридическое образование, а также окончила в Швейцарии школу гостиничного бизнеса и туризма. Как и ее предки, Женя не может оставаться в стороне от общественных забот: является активистом экологической организации. Ее супруг, инженер по образованию, до недавнего времени работал вторым помощником капитана морского судна. Но эта профессия заставляла его надолго уезжать от любимой, потому Дмитрий решил сменить сферу деятельности. Кстати, последний рейс пара совершила вместе – ходили в Африку и Южную Америку.
ПОПАЛИ В FORBES
История Стахеевых насчитывает более 150 лет и обрывается в 1918 году, когда их собственность была национализирована. Многие современные представители знатного рода не догадывались о своем происхождении или знали очень мало – память о «буржуазном» прошлом в советские годы не приветствовалась. Подробные исследования начали проводить ученые Елабужского педуниверситета (ныне филиал КФУ). Теперь история купеческого рода довольно широко освещена, найдены многие потомки династии, которые смогли восстановить родственные связи.
В Елабуге установлен памятник писателю Дмитрию Стахееву, происходившему из купеческого рода, открыт музей купечества. Этим отдается должное торговому сословию, которое в XIX веке стало, если можно так сказать, градообразующей силой. Благотворительностью занимались многие купцы, а вклад Стахеевых был самым значительным. Они создали комитет, который выделял пособия беднякам и погорельцам, содержали богадельни, воспитательное отделение для сирот, приют, занимались обустройством города, построили Казанско-Богородицкий женский монастырь, Епархиальное училище, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы, создав таким образом систему образования в городе. Благотворительная деятельность велась и за пределами Елабуги.
Вообще же Стахеевы входят в список 30 богатейших предпринимателей России на начало XX века по версии журнала Forbes. Их тогдашнее состояние было сопоставимо с богатством Уильяма Рокфеллера. Основу благосостояния обеспечила торговля. Вклад Стахеевых в экономическое и культурное развитие страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий, как Морозовы, Крестовниковы, Бахрушины.
Стахеевы торговали хлебом, чаем, мануфактурой, драгоценными металлами. Появились крупные торговые дома и собственный флот для доставки грузов. Была начата торговля нефтяными продуктами, купцы также основывали собственные заводы, занялись финансово-кредитными операциями. А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых стало создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века – концерна Путилова – Стахеева – Батолина, который объединил ряд наиболее прибыльных предприятий, занимающихся экспортом хлеба, разработкой нефтяных месторождений, торговлей хлопком, строительством железных дорог.
КАК СТАХЕЕВЫ ИМПЕРАТОРА ТУШИЛИ
Участники очередных Стахеевских чтений поделились новой информацией. Так, профессор Инга Маслова представила неизвестные ранее фотографии периода эмиграции Стахеевых, присланные потомками из Лондона. Эти снимки иллюстрируют шанхайский и пекинский периоды одной из ветвей семьи сразу после бегства из России, вызванного революционными событиями. Тогда Стахеевы из Елабуги добрались до Новониколаевска (нынешний Новосибирск), оттуда переправились в Китай. Одна из дочерей – Татьяна – поступила работать гувернанткой к дочери британского посла в Пекине. Она прекрасно знала английский, французский, была хорошо воспитана, и англичане относились к ней как к члену семьи. Впоследствии Татьяна вышла замуж за первого секретаря британского посольства.
Одна из фотографий сделана в Запретном городе Пекина – дворцовом комплексе императоров. С ним связана любопытная история, описанная потомками купцов. В 1923 году во дворце императора случился пожар. Китайцы к этой территории относятся с трепетом, потому, видимо, оказались слишком растеряны, чтобы что-то предпринять. И тогда Татьяна с мужем и сестрой организовали цепочку из людей и, передавая ведра с водой, погасили пламя. Император выразил им признательность, прислал подарки, в частности вазу, которая сейчас хранится в семье в Лондоне.
Результаты своих исследований представила и Ирина Солнцева из Москвы, праправнучка одного из самых успешных представителей фамилии – купца I гильдии Дмитрия Ивановича Стахеева. О своем происхождении она узнала не так давно и, можно сказать, случайно. За два года Ирина собрала пакет архивных материалов. Особо она остановилась на судьбе сына Дмитрия Ивановича – Николая. В молодом возрасте он покинул Елабугу и поселился в Москве. Обладая уникальными коммерческими способностями, заработал большое состояние, а газеты того времени называли его добрым, отзывчивым, немного чудаковатым.
В Москве Николай Дмитриевич строил доходные дома, многие из которых, будучи архитектурными памятниками, и доныне украшают столицу. В одном из таких зданий на Лубянском проезде в течение 10 лет жил Маяковский. А усадьба Стахеева находилась на Новой Басманной улице. С советских времен и по сей день здесь располагается Центральный дом детей железнодорожников, а в его старинных залах снимаются фильмы и телепередачи.
Затем Николай Дмитриевич стал приобретать земли в Крыму, в частности в Алуште. С этого времени городок стал быстро развиваться как курорт. Первым делом Стахеев взялся за реставрацию церкви. Потом построил школу, полностью оснастив ее всем необходимым. Возвел здание городского театра, больницу и ночлежный приют, восстановил разрушенную крепость и башню Алустон – известный памятник старины. На его средства строились дороги, пристани, набережная, которая так и называлась – Стахеевка. Все это запечатлено на фотографиях, почтовых открытках, которые дошли до наших дней.
Этим летом Ирина Солнцева по приглашению местных властей посетила Алушту, чтобы обсудить вопрос создания музея, посвященного Стахеевым. А городской голова пообещал, что именем благотворителя будет названа одна из улиц. Совсем недавно была найдена в архивах и передана в Алушту фотография Николая Дмитриевича – до сих пор город не знал, как выглядел один из главных его строителей.
Известно, что Николай Стахеев взял на воспитание семерых племянников, детей своего рано ушедшего из жизни брата, среди которых был и дед Ирины Солнцевой. Новое время повернулось к семье совсем другой стороной. Те, кто не смог выехать из страны, скрывали свое происхождение, иначе подвергались репрессиям. Дед Ирины и его родной брат были расстреляны в Уфе в 1937 году, реабилитированы спустя 20 лет.
Так что Елабуга у потомков Стахеевых ассоциируется с временем процветания семьи, с мирной, спокойной, патриархальной жизнью. Елена Третьякова признается, что приезжает сюда словно в гости к бабушке.
Есть ли желание вернуть что-то из материального наследия купцов? Елена отрицательно качает головой. Говорит, предки бы это не одобрили. Лучше создать что-то свое, новое.