Золотой голос Татарстана

Студент Казанской государственной консерватории им.Н.Г.Жиганова Филюс Кагиров выдвинут на соискание Республиканской молодежной премии им.Мусы Джалиля.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Студент  Казанской государственной консерватории им.Н.Г.Жиганова Филюс Кагиров выдвинут на соискание Республиканской молодежной премии им.Мусы Джалиля. Известие об этом, думается, будет воспринято с радостью всеми, кому знакомотворчество этого молодого талантливого певца. Сегодня он – одна из самых ярких фигур среди татарских вокалистов, продолжатель традиций известных татарских певцов Рашита Вагапова, Ильгама Шакирова, Хайдара Бигичева.

Его имя стало известно начиная со II Международного фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова. Выступая вместе с признанными певцами и музыкантами Татарстана, Башкортостана и России, первокурсник Казанской консерватории завоевал популярность не только среди казанцев, но и публики Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Киева и других городов, а также Финляндии, Польши, Швеции, Германии, где пролегли пути этого фестиваля. Филюс – лауреат многих конкурсов, удостоен Гран-при I Международного конкурса им.Р.Вагапова. Обладатель уникального по силе и красоте лирического голоса, Филюс задушевно исполняет татарские народные песни, вокальные произведения М.Музафарова, С.Сайдашева, Р.Яхина, а также современных композиторов Татарстана. Музыкальная палитра певца обогатилась apиями из опер Жиганова, Глюка, Джордани, Пуччини, Чайковского, песнями и романсами Чайковского и Рахманинова, русскими и неаполитанскими песнями. На третьем курсе консерватории Филюс был удостоен чести дать сольный концерт в театре им.Г.Камала, который прошел с огромным успехом. Вслед за этим такие же концерты состоялись в БКЗ им.С.Сайдашева и в зале Татгосфилармонии имени Г.Тукая.

Ещe одна грань таланта Филюса ярко проявилась в спектаклях оперной студии консерватории, в которых он создал запоминающиеся образы Галимжана (музыкалъная комедия Дж.Файзи “Башмачки”) и Владимира Ленского (“Евгений Онегин” П.И.Чайковского).

Педагог Кагирова – профессор Казанской консерватории Зиля Сунгатуллина считает, что со временем ее ученик может стать украшением сцены театра им.М.Джалиля, если в Татарстане будут по-настоящему поддерживать своих оперных национальных певцов. По мнению профессора Казанской консерватории, художественного руководителя оркестра “Татарика” Рината Халитова, Филюс Кагиров – это явление в татарском музыкальном искусстве.

“Золотой голос Татарстана” – так отзывается о даре молодого певца композитор Резеда Ахиярова. Народный поэт Татарстана Ренат Харис убежден: “Если он будет бережно относиться к своему голосу и не поддастся поветрию музыкальных мод, то станет настоящим большим певцом. Залогом этому служит не только природная одаренность Филюса и культура исполнения, но и его репертуар. А он основан на народных песнях, выдержавших испытание временем”.

Познакомиться нашим читателям поближе с Филюсом Кагировым и его взглядами на жизнь и искусство поможет интервью, которое он дал нашему корреспонденту.

– Филюс, каковы истоки твоего вокального таланта и почему ты решил стать певцом?

– Любовь к музыке у меня от отца, Фагима Хаматьяровича, мастера на все руки. Помимо многих профессий, которыми он владеет, папа играет на гармони, поет, танцует. И мы с ним частенько музицировали дома, пока мама была на работе. А на людях я спел впервые в детском садике на празднике 8 Марта, было мне тогда лет шесть, а песня эта – “Свои секреты передаю соловью”. И только тогда мама узнала, что умею петь. А потом уже ни один праздник в нашем селе (я родом из села Килимово Буздякского района Башкирии) не обходился без меня.

В школьные годы участвовал в республиканских конкурсах юных певцов. На одном из них в городе Туймазы – я тогда учился в девятом классе – мне предложили поступить в музыкальное училище в Октябрьском. Папа воспротивился этому, потому что хотел видеть меня адвокатом, а мама поддержала меня. После того как мы с ней побывали в этом училище на Дне открытых дверей и нам там очень понравилось, папу уговорили.

На фольклорном отделении я научился играть на фортепьяно, курае, баяне и танцевать. Продолжал и петь. Со мной занималась Галия Закировна Мусина – мой первый педагог по вокалу. Пел татарские и башкирские песни. Тогда же стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов, получил Гран-при. И на всероссийском конкурсе в Москве стал лауреатом. Так что свою профессию выбрал осознанно. Правда, поначалу мечтал стать эстрадным певцом. Но однажды – это было на четвертом курсе – спел романс Грига “Люблю тебя”, и мне это понравилось. А еще больше то, как прекрасный татарский певец Рустем Маликов спел арию Салавата Юлаева на гала-концерте республиканского конкурса. “Это чудо! – подумал я. – Вот к чему надо стремиться – к оперной классике”. И по совету Галии-ханум решил поехать в Казань, поступать в консерваторию к замечательной оперной певице и профессору Зиле Даяновне Сунгатуллиной. И мне повезло. Когда после экзамена спросил ее, у кого буду учиться, то услышал: “Ты ведь написал в заявлении. У меня”.

– Что дают тебе занятия в классе Зили Даяновны?

– Очень многое! Прежде всего любовь к классике – русской, зарубежной, татарской, понимание важности академического пения. Через два года учебы я другими глазами посмотрел на современную эстраду. И сказал себе: “Нет, такой мне не надо! Нужна настоящая, чтобы мелодия и текст были отличными, содержательными”. Именно такую эстраду пели Рашит Вагапов и Хайдар Бигичев, а сегодня – Ильгам Шакиров и другие настоящие мастера этого жанра.

– А кто еще, кроме этих великих татарских певцов, тебе особенно дорог?

– Очень люблю Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррераса. А из русских, конеч-но, Лемешева и Козловского. И наших современников – Зураба Соткилаву и недавно ушедшего Муслима Магомаева, хотя он и не был тенором. Такие, как он, рождаются раз в столетие. И у него можно и должно многому поучиться.

– Филюс, что дает тебе пение?

– He сравнимое ни с чем удовольствие, и прежде всего от того, что могу доставить приятное людям.

– Ты хочешь стать оперным, эстрадным певцом или поющим во всех вокальных жанрах?

– Последнее самое интересное и трудное. А что касается оперы, то понемногу, с помощью Зили Даяновны, приобщаюсь к этому труднейшему жанру. Готова ария Париса из “Прекрасной Елены” Глюка, недавно спел арию Каварадосси из “Тоски” Пуччини, люблю партию Галимжана в “Башмачках” Джаудата Файзи, Ленского в “Евгении Онегине”. Давно пою арию Джика из оперы “Алтынчеч” Назиба Жиганова, сейчас готовлюсь исполнить его партию в этой опере, которую наша оперная студия планирует показать осенью. К сожалению, в Татарском академическом театре оперы и балета имени Джалиля татарские оперы не идут, за исключением оперы о Тукае “Любовь поэта” Резеды Ахияровой. А ведь при Ниязе Даутове шли пять опер, и он сам пел в них! Очень надеюсь на их возвращение и на появление новых. И рад буду в них участвовать.

– В твоем репертуаре уже две неаполитанские песни. Поешь их по-итальянски и очень хорошо. Интересно, труден ли для тебя переход от татарской к итальянской музыке?

– Не скажу, что легко. Стили ведь разные. Когда поешь татарскую народную песню или романс, следуешь своим национальным традициям. А итальянские следует петь, как итальянец. То же происходит, когда татарин обращается к русской песне. А вообще-то быть только татарским певцом, ни на что другое не способным, нельзя. Петь надо все – русскую, испанскую, немецкую и другую музыку.

– Филюс, несмотря на то что тебе всего лишь 24 года и ты еще студент консерватории, успехи и награды у тебя впечатляющие. Голова не закружилась?

– Не загордился, конечно. До таких корифеев (они мои кумиры), как Рашит Вагапов, Хайдар Бигичев и здравствующий Ильгам Шакиров – тянуться и тянуться. Я только в начале этого пути. И потому награда для меня – это только стимул к дальнейшему труду во имя искусства.

– В начале нашего разговора ты сказал, что желание и способности к пению ты получил от родителей. А что ты еще унаследовал?

– Трудолюбие, ответственное отношение к тому, что делаешь. И, не скрою, честолюбие. Не буду скрывать и свой недостаток: вспыльчивость (по гороскопу я  Скорпион). Особенно не терплю вранья, да еще прямо в глаза!

– Скажи, пожалуйста, гастроли во время Вагаповского фестиваля не мешают твоей учебе?

– Бывает, что мешают. Но надо справляться, и я наверстываю упущенное. Спасибо, что мне идут навстречу – у меня свободная учебная программа. А чтo такое концерты Вагаповского фестиваля, преподаватели прекрасно понимают. Мы поем для татар, живущих в других регионах нашей России, а также в других странах. И мне радостно оттого, что там, где мы выступали в рамках фестиваля, татары всей душой любят родной язык, тоскуют по национальным мелодиям и нас ждут.

– Что приносит тебе радость?

– Прежде всего то, что мои родные – мама, папа, сестра и ее семья живы и здоровы. Радость и в том, что общаюсь с прекрасными певцами, что пою для людей. Это настоящее счастье! А песня – моя судьба.

К этому хотел бы добавить, что радость доставляет мне и внимание со стороны Министерства культуры, руководства республики. Президент Рустам Нургалиевич Минниханов интересуется моим творчеством, моими планами на будущее, помогает. За это огромная благодарность ему.

– А каковы твои планы?

– В этом году оканчиваю консерваторию, хочу поступить в аспирантуру к Зиле Даяновне, а в будущем было бы отлично получить стажировку в Италии.

…Мне хотелось закончить этот рассказ о Филюсе Кагирове оценкой, которую дал ему прославленный Ильгам Шакиров: “Филюс Кагиров – это личность, которая является сегодня примером для современных молодых певцов. Это уникальное явление, редкостный талант. По-этому я обращаюсь и к широкой общественности, и к руководству Татарстана с просьбой уже сегодня уделить большее внимание этому таланту. И присуждение ему Республиканской премии имени Мусы Джалиля стало бы конкретным шагом в этом направлении”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще