Со времени прежней постановки оперы Бизе в театре им.М.Джалиля прошло более 10 лет
Верные традиции, организаторы XXIX Международного оперного фестиваля им. Ф.И.Шаляпина порадовали зрителей премьерой. Со времени прежней постановки бессмертной оперы Жоржа Бизе “Кармен” в театре им. М.Джалиля прошло более десяти лет. И вот теперь она вновь на казанской сцене, но уже иная, поставленная не оперным режиссером, а хореографом Георгием Ковтуном.
Впрочем, жанр оперы для него не “терра инкогнита”. Поставленные Г.Ковтуном оперные спектакли идут на сцене многих театров страны. Но для Казани это первый оперный спектакль, созданный им.
Казалось бы, что можно решить по-новому в этом классическом произведении? А вот можно! “Я люблю оперу, – сказал Георгий Ковтун в интервью нашему корреспонденту, – но не тогда, когда она мертвая, статичная. И потому я приблизил ее к драматическому театру, добавил ей жизни”.
Его “ключ” – это органичное соединениe вокала и хореографии. Все участники спектакля, включая хор, не только прекрасно поют, но и танцуют. И как танцуют! В спектакле все живет, все двигается… Это очень динамичное действие! Кроме того, зрители видят на большом экране то, что происходит за кулисами: как создается спектакль, как проходят репетиции. Впервые мы видим крупным планом лицо дирижера, его эмоции, переживания. Кстати, все три премьерных спектакля за дирижерским пультом был гость из Чехии, маэстро Милош Крейчи.
То, что мы видим на экране, обогащает восприятие происходящего на сцене. И, пожалуй, наибольшее впечатление производит музыкальный антракт перед третьим действием оперы. Это было полное слияние замечательной музыки и того, что происходило на большом экране.
И все же, на наш взгляд, режиссеру порой (и это досадно) изменяет чувство меры. Когда участники спектакля ни на минуту не прерывают движения, это иногда отвлекает внимание от главного. Да и прием съемки фильма об этой опере, использованный режиссером, ничего не добавляет к действию.
Но в целом спектакль получился очень ярким и зрелищным. Он завораживает энергией ритма, красочными костюмами, искрометными танцами, гармонией. В этом зacлyгa не только самого Георгия Ковтуна, но и его верных помощников – сценографа Анатолия Нежного и художника по костюмам Анны Нежной, а также художника по свету Сергея Шевченко.
Успех новой постановки был бы невозможен без таких блистательных солистов, как приехавшая из Киева Анжелина Швачка и Екатерина Егорова из Михайловского театра Санкт-Петербурга, создавшие в премьерных спектаклях образ главной героини, гордой, страстной и свободолюбивой цыганки Кармен; как Ахмед Агади и гость из Румынии Калин Братеску в партии Хoзe; Cтaнислав Трифонов из Белоруссии, Евгений Уланов из Мариинского театра и киевлянин Геннадий Ващенко, исполнившие партию Эскамильо. Открытием фестиваля стала солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Юлия Саврасова, создавшая трогательней образ Микаэлы. Надо отдать должное и солистам нашего театра, исполнившим роли второго плана, – Владимиру Васильеву и Айдару Нургаянову (капитан Цунига), Юрию Ившину и Юрию Петрову (контрабандисты), Ирине Горбуновой и Светлане Смирновой, прекрасно исполнившим дуэт цыганок.
Единство великолепных голосов, актерской игры, слаженность оркестра, ставшего еще одним действующим лицом спектакля (музыкальный руководитель – Ренат Салаватов, хормейстер Любовь Дразина), и, главное, музыка Бизе, полная света, истинного чувства и очарования, восхитили зрителей. Об этом свидетельствовали не раз вспыхивавшие в ходе действия аплодисменты, крики “Браво!” и бурная, долго не смолкавшая овация по окончании спектакля.
Своими впечатлениями поделился и приехавший специально на премьеру “Кармен” продюсер из Голландии Pyт де Грааф, успешно сотрудничающий с нашим театром уже пятнадцать лет.
– Я восхищен очень высоким качеством новой постановки, – сказал он. – Разнообразие и красота костюмов, а также отличные декорации – это фантастика! А какие голоса и актерское мастерство! Думаю, не ошибусь, если скажу, что ваша постановка “Кармен” лучшая из всех тридцати двух, созданных в различных театрах и показанных в нашей стране. Поздравляю создателей спектакля и желаю ему долгой и счастливой жизни!
– Вот ведь как бывает, и не только на сцене, но и в жизни, – сказал Ахмед Агади, так глубоко передавший страдания Хозе. – Микаэла такая скромная, чистая и влюблена в моего героя. Но у него нет страстной любви к ней. А вот сильная, сексуальная Кармен завоевала его сердце. Это напомнило мне, как в консерватории полюбила меня девушка Аня. Но прошло шесть лет, и однажды в класс, где я занимался вокалом, вошла та, в которую я сразу влюбился. Между нами возникло непреодолимое притяжение, как и почему – объяснить трудно. Но именно она стала мoeй женой. Прекрасно, когда можно испытать такое! А в Хозе мне нравится то, что он настоящий мужчина – любивший и не простивший измену…
– А у меня сегодня тройной дебют, – сказала Юлия Саврасова, создавшая трогательный образ Микаэлы. – Впервые пою Микаэлу, впервые в вашем театре и на Шаляпинском фестивале. И хочу сказать, что моя героиня вовсе не деревенская простушка. Считаю, что это образ героический, образ светлый и очень мне симпатичный. Хочу добавить, что для меня быть приглашенной на Шаляпинский фестиваль и петь вместе с настоящими звездами оперной сцены – это подобно сказке, и я была очень счастлива сегодня.