Третий международный фестиваль музыкального искусства “Филармониада”, завершившийся на днях в Казани, подарил нам пять великолепных вечеров с калейдоскопом блистательных исполнителей. Одна из них – всемирно известная оперная певица Любовь Казарновская.
Музыкальные критики называют ее “самым горячим русским сопрано”, “лучезарной Дездемоной”, “лучшей Саломеей наших дней” и т. д. Международный дебют примы Мариинского театра состоялся в 1989 году, когда Любовь Казарновская по приглашению Герберта фон Караяна спе-ла в “Реквиеме” Верди на
Зальцбургском фестивале. Это стало началом ее восхождения на оперный Олимп. Перед ней открыли двери самые престижные театры мира – Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера… Среди ее партнеров – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и другие звезды мировой оперы. С ней работают лучшие дирижеры – Левайн, Мути, Темирканов, Гергиев, а также режиссеры Дзеффирелли, Эгоян, Теймор…
Певица концертирует по всему миру, но снова и снова возвращается на родину, в Россию, и каждый спектакль или концерт с ее участием становится чудесным праздником. Она не только щедро делится тем, что знает и умеет, с молодыми солистами, но и учредила свой фонд поддержки оперного искусства в России. Вместе с тем Любовь Казарновская неустанно пропагандирует за рубежом искусство выдающихся представителей русской вокальной школы. Ради этого она осуществила в США выпуск альбомов “Великие певцы России – от Шаляпина до наших дней” и другие масштабные проекты.
На концерте, который прошел 10 декабря в концертном зале Татгосфилармонии, Любовь Казарновская познакомила казан-цев с изысканной программой “Однажды в Испании”. Особенно запомнились в ее исполнении арии и романсы из репертуара Полины Виардо, сопровождаемые увлекательным рассказом о певице, которую любил Иван Сергеевич Тургенев. Гостья исполнила также цикл песен Мануэля де Фалья об испанках, любящих, страстных и страдающих. Как брызги шампанского, звучали мелодии Кальмана и Бизе. А как блистательно и виртуозно была исполнена знаменитая песня о блохе Модеста Мусоргского! Мы-то полагали, что она была написана композитором для баса, а оказалось – для женского голоса.
После концерта, несмотря на усталость, Любовь Казарновская ответила на вопросы нашего корреспондента.
– Любовь Юрьевна, с огромным удовольствием мы слушали, как вы пели, и ваш интересный рассказ о Полине Виардо. Известно, что вы собирались участвовать в фильме Сергея Соловьева “Метафизика любви” о романе Виардо с Тургеневым, а также в фильме-опере “Роковая женщина”. Удалось ли осуществить эти проекты?
– К сожалению, нет. О первом из них – “Метафизике любви” – Сергей Соловьев, Танечка Друбич (она должна была сыграть роль молодой Виардо) и я рассказали в недавно открывшемся вновь музее Тургенева на Остоженке, в бывшем особняке писателя. Но уже не было с нами Олега Янковского, который должен был играть Тургенева… Дело в том, что деньги, отпущенные на этот проект, “сгорели” из-за дефолта. И Соловьев остался с дивным куском отснятой части фильма. Сергей написал письмо Правительству, в котором напомнил, что Тургенев – это наша гордость, его знает и уважает весь мир. И знаете, какой пришел ответ? Это-де неактуальный проект на сегодняшний день!
Нo Сергей Александрович оптимист. “Я все-таки думаю, – сказал он, – что не может быть такого отупения. Ведь должны же в людях проснуться совесть и понимание, что возрождение культуры – вот она, национальная идея!”
А что касается “Роковой женщины”, то этот проект мы хотели осуществить с поэтом Ильей Резником. Правительство Москвы отпустило нам немного денег, а дальше, как было нам сказано, ищите спонсоров. Мы, естественно, отказались. Так и “зависли” эти два проекта. Очень жаль. Но, слава богу, вышел фильм “Темный инстинкт”, где я сыграла главную роль. Это такая Агата Кристи, перенесенная на российскую почву. А также фильм Евгения Гинзбурга “Анна” по мотивам пьесы Островского “Без вины виноватые”. Мне близка и понятна судьба актрисы, и я не только сыграла главную роль, но и исполнила все музыкальные номера в этой картине. Приятно, что на фестивале “Литература и кино” в Гатчине фильм завоевал Гран-при и был удостоен приза зрительских симпатий, а я – приза за лучшее исполнение женской роли.
– Досадно, что вы покинули телепрограмму “Романтика романса”, которую вели прекрасно. Не собираетесь вернуться?
– Я ушла потому, что с телеканала “Культура” стала вытесняться классика. И должна с прискорбием сообщить, что руководство этого телеканала не проявляет ко мне никакого интереса. Но зато я получаю массу писем от телезрителей, которые задают мне тот же вопрос, что и вы. Думаю, что вернусь в эту программу на каком-то новом ее витке. Когда будет подлинная заинтересованность в моем возвращении, а не беспрерывное ворчание: “Опять этот Чайковский, опять этот Глинка…” Мне просто обидно за Петра Ильича и Михаила Ивановича, потому что они гениальные и говорить так о них нexopoшo! Нo сердце мое по-прежнему принадлежит романсу. Я записала все романсы Чайковского, сейчас в работе все романсы Рахманинова и диск Прокофьев – Мусоргский. На очереди – Глинка и Римский-Корсаков, а потом Стравинский и Глиэр. Таким образом, получается своеобразная антология.
– Расскажите, пожалуйста, чем занимается сегодня ваш фонд поддержки оперного искусства?
– Очень серьезными делами. Открою секрет: хочу создать в Москве Молодежный оперный театр. Дело в том, что есть уже немало молодых талантов, которым я в свое время помогла. Сейчас они имеют контракты за рубежом, но хотят вернуться в Россию и показать, на каком уровне могут работать на оперной сцене. Но им здесь предлагают всякие, как мы говорим, “моржовые партии”. Это, конечно, неинтересно. Поэтому в Москве необходим Молодежный оперный театр, и я надеюсь, что в скором времени с помощью моего фонда он появится.
– Вы пели с Доминго, Паваротти, Каррерасом. С кем из них сложнее было выступать?
– Это удивительно, но с ними со всеми мне было просто замечательно. Это потрясающие профессионалы. Пожалуй, с Хосе Каррерасом было сложнее, потому что из-за своей болезни он не совсем адекватно воспринимал происходящее. А Пласидо Доминго и недавно ушедший от нас Лучано Паваротти – совершенно изумительные партнеры и грандиозные личности. Я нахожу, что Доминго теплее как человек – он свою партнершу на сцене просто обожает. А Паваротти обладал такой техникой и вокальным мастерством, что во время спектакля “Паяцы”, помню, поймала себя на мысли, что слежу за тем, как он дышит и как у него проецируется звук. Это было что-то фантастическое! Все они уникальные певцы. Я думаю: что же будет, когда они все уйдут со сцены? Равных им пока не вижу.
– Где сегодня ваш дом?
– Я человек мира, живу в самолете. Мой дом и в Москве, и в Вене, и в Нью-Йорке. И в Италии, поскольку сейчас я связана с Национальным музеем Джузеппе Верди на его родине – в городе Буссето. Меня пригласили туда артистическим директором. И я этим невероятно горда. Ведь мой союз с Верди начался еще тогда, когда я получила премию на конкурсе имени Глинки. Дездемона и Виолетта, Амалия и Леонора – мои любимые партии в его оперax. А сейчас наконец учу партию леди Макбет в одноименной опере Верди. Считаю, что итальянская оперная культура – это основа основ оперного искусства.
…У Любови Казарновской интернациональная семья. Муж Роберт Росцик – австриец, он прекрасно говорит по-русски и обожает Россию. У них сын Андрей, который, по словам певицы, сейчас учится в Московской консерватории, овладевает специальностями скрипача и дирижера.
– Любовь Юpьевна, у вас очень насыщенная творческая жизнь. Удается ли отдыхать и как?
– Для меня отдых – это не лежание на пляже кверху пузом. Я всегда чем-то занята. У меня есть авторская программа на радиостанции “Орфей” – единственной, которая пропагандирует классику. Так, недавно сделала цикл о женах великих композиторов – о Констанции Моцарт, о жене Вагнера Казиме и других. Рассказываю и о наших великих певцах – Козловском, Лемешеве, Собинове, Обуховой, Неждановой. Поэтому все время впитываю информацию, с книгами не расстаюсь. Считаю, что только так творческий человек может зарядить свою батарейку (показывает на голову и улыбается).
– Мы знаем, что Казань стала одной из стартовых площадок для вашей блестящей карьеры. В 1981 году вы дебютировали на Шаляпинском фестивале, пели Татьяну в опере “Евгений Онегин”. Не намерены снова поучаствовать в нем?
– С удовольствием, если получу приглашение.
– Ваши ощущения от сегодняшнего концерта?
– Казань – один из самых “намоленных”, как я говорю, культурных городов. И я в восторге от вашей публики. Она, как я убедилась и в этот свой приезд, очень понимающая и тонкая. Я чувствую каждый раз любовь ко мне казанцев, и это самый дорогой для меня сувенир. Должна сказать, что обожаю Казань и за то, что это родина Федора Ивановича Шаляпина. Тем более что мой педагог в Гнесинке, Надежда Малышева-Виноградова, была концертмейстером Шаляпина и много рассказывала мне о нем.
Приятно и то, что на этот раз живу в отеле “Шаляпин” рядом с памятником Федору Ивановичу. А в отеле сплошь его фотографии. Вчера смотрела на них и с радостью узнавала: это Шаляпин – Олоферн, это – Борис Годунов, это – князь Игорь. A на другой стене – Кончак, Лепорелло, Базилио… Словом, Казань для меня – это еще и Шаляпин.
Не могу не сказать в заключение и о том, что “Филармониада”, участвовать в которой мне посчастливилось, – это замечательный фестиваль! И спасибо вашей филармонии за то, что здесь чтят традиции классической музыки и делают все, чтобы эти традиции были живы.