Как мы уже сообщали, недавно в столице Германии прошел симфонический концерт-презентация Татарстана, в котором музыка татарских композиторов впервые звучала в исполнении известных немецких музыкантов. Об этой творческой акции мы попросили рассказать ее инициатора и непосредственного участника, председателя Союза композиторов Татарстана, народного артиста России Рашида Калимуллина.
– Нe скрою, поначалу мне предложили провести авторский концерт в Германии, где не раз звучали мои сочинения, – рассказал он. – Но я посчитал необходимым познакомить зарубежных слушателей с произведениями классиков и аксакалов татарской профессиональной музыки. Мою идею в свое время поддержали первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и министр культуры Зиля Валеева, благодаря чему и удалось эту акцию успешно осуществить. Такого действительно никогда еще не было, чтобы татарскую музыку исполнял Международный симфонический оркестр Германии, да еще в одном из лучших залов Европы – Konzerthaus Berlin.
– И все-таки почему выбор пал именно на Германию?
– К этой стране у меня всегда было теплое отношение, и не только потому, что здесь моя музыка впервые получила международное признание (в 1987 году Рашид Калимуллин стал лауреатом международного конкурса имени М.Вебера. – Ред.). Главная причина в том, что Германия сегодня лидирует не только в экономике, но и в культуре, в том числе и музыкальной. А если обратиться к истории, то достаточно вспомнить таких гигантов, как Бах, Бетховен, Гендель, Шуберт, Вебер, Вагнер. Я не знаю другой страны, которая дала бы миру столько гениальных композиторов. А сейчас там живут и творят София Губайдулина, Родион Щедрин, Гия Канчели и другие выдающиеся композиторы современности.
– Какие сочинения вошли в программу концерта татарской симфонической музыки в Берлине?
– Это увертюpa-поэма Назиба Жиганова “Нафиса”, музыка Фарида Яруллина из балета “Шурале” – визитной карточки нашей национальной культуры, Вторая симфония Алмаза Монасыпова, посвященная памяти Мусы Джалиля, казненного, как известно, в берлинской тюрьме “Моабит”, “Рапсодия” Рената Еникеева с элементами татарского фольклора. Прозвучали в этом концерте и мои “Симфонические фрески”, а также фортепьянный концерт. Его играл в сопровождении берлинского оркестра под управлением Аркадия Берина очень одаренный пианист, лауреат XIII Международного конкурса имени Чайковского Федор Амиров.
– А какова была публика?
– Преимущественно это были немцы, любители и знатоки симфонической музыки. Присутствовали также представители татарской диаспоры, причем не только Берлина, но и других городов Германии, а также близлежащих стран.
Не скрою, я переживал, как будет воспринята незнакомая большинству слушателей музыка. Но волновался напрасно. Атмосфера была очень теплой, доброжелательной. А зал на полторы тысячи мест, уникальный по красоте и акустике, был полон. Это красноречиво свидетельствует о несомненном интересе на Западе к нашему народу и его музыке. Радует и то, что нам удалось отплатить добром нашим учителям, чья музыка впервые звучала за пределами Татарстана и России.
Кроме того, наш успех в столице Германии показал, что мы можем и должны активнее выходить на мировую арену, чтобы продвигать за рубежом культуру татарского и других народов, живущих в нашей многонациональной республике.
– Что, по-вашему, надо сделать, чтобы о культурных достижениях Татарстана в мире были наслышаны не меньше, чем о наших спортивных победах?
– Для этого необходимо увеличить финансовые вложения в культуру, в том числе и музыкальную. Разве такому городу, как Казань, достаточно иметь только один симфонический оркестр? В той же Германии даже в маленьком Баден-Бадене их несколько. И разве нормально, что более чем скромный бюджет Союза композиторов в этом году урезан на тридцать пять процентов? А ведь нам надо организовывать и проводить концерты, приглашать выдающихся музыкантов… Причем мы не можем, чтобы окупить затраты, существенно повышать цены на билеты, иначе приобщиться к серьезной музыке смогут лишь немногие.
Любо-дорого приходить сегодня в Казанскую консерваторию, так великолепно она отреставрирована. Но, смею напомнить, что старинный особняк, в котором располагается Союз композиторов, тоже является памятником архитектуры из числа тех, что давно нуждаются в ремонте и реставрации. Мы надеемся, что и на эту проблему обратит внимание руководство нашей республики.
Кстати, хороший пример нам подают Франция, Германия, Италия и другие страны. Там средства на культуру выделяет не только государство, но и коммерческие структуры. В Швейцарии, например, ассоциация банков создала специальный фонд, благодаря которому музыканты имеют возможность ездить с концертами по всему миру. В Татарстане банков тоже предостаточно, но пока я что-то не слышал о похожих инициативах… Но, конечно, прежде всего необходима государственная поддержка культуры в несколько иных масштабах, нежели сейчас.
Впереди Универсиада-2013. Ее гости и участники из многих стран должны знать, что Казань славится не только спортивными достижениями, но и как одна из культурных столиц России. Для этого, в частности, необходимо чаще организовывать концерты, аналогичные тому, что состоялся в Берлине. Надеюсь, что так и будет.