Новый, семьдесят второй сезон Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля открыл премьерой оперы великого итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Лючия ди Ламмермур”.
Впервые наш театр обратился к этому шедевру Доницетти в 2005 году. Тогда оперу поставила режиссер из Канады Жаннет Астер, а музыкальным руководителем был итальянский дирижер Марко Боэми. Нынешний спектакль поставлен российскими мастерами: режиссер – Михаил Панджавидзе (Большой театр России), художник – Игорь Гриневич (Новосибирск), музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Ренат Салаватов. Одна из исполнительниц заглавной партии – народная артистка Татарстана Альбина Шагимуратова, уже ставшая звездой мировой оперной сцены (к слову, в будущем году Альбина будет петь в спектаклях прославленного театра “Ла Скала”). Если вторая исполнительница партии Лючии – Ирина Гагитэ из Германии – уже пела ее в нашем спектакле шестилетней давности, то для Альбины это дебют.
В основе сюжета оперы один из самых мрачных романов Вальтера Скотта “Ламмермурская невеста”, повествующий о противостоянии старого шотландского дворянства и новой аристократии. Его главные герои погибают: их любовь и жизнь принесены в жертву вражде и ненависти. Это произведение высоко оценил в свое время Виссарион Белинский, назвав его “великой трагедией, достойной гения Шекспира”.
Особенность спектакля, поставленного Михаилом Панджавидзе, в том, что его действие перенесено из шестнадцатого века в наши дни. И такое осо-временивание выглядит оправданным, ибо “разборки” между сильными мира сего происходят и сегодня, а страдают от них по-прежнему люди порядочные и честные.
На сцене такие атрибуты современной жизни, как компьютеры, ноутбуки, телевизор и игральный автомат. Банкиры, начальник службы безопасности олигарха, команда бандитов-байкеров, разъезжающих по сцене на мотоциклах, вездесущие папарацци – все эти новые персонажи, введенные режиссером, придают спектаклю особый колорит. “В нашем спектакле речь идет о том, – говорит Михаил Панджавидзе, – что в современном, до предела капитализированном обществе люди незаметно для себя превращаются в придаток к компьютеру, бирже, станку, печатающему деньги. И агрессивный мир чистогана, жажда наживы уничтожают в человеке все человеческое, а порядочные люди при этом неизбежно гибнут”.
На премьерных спектаклях трагедия главных героев оперы – любящих друг друга Лючии и Эдгара, – думается, никого из зрителей не оставила равнодушным. Возлюбленных жестоко и хладнокровно разлучили ради корыстных интересов брата Лючии, банкира Генри Эштона, оказавшегося на грани разорения. Вся его надежда – на брак сестры с главой мощной банковской корпорации Артуром Бэклоу. Под напором брата и его друзей Лючия в глубоком отчаянии соглашается на брак с Артуром. Но чувство вины перед Эдгаром доводит ее до сумасшествия, и вскоре Лючия умирает. Эдгар же погибает от пули Генри Эштона.
Спектакль состоялся благодаря мастерству режиссера, таланту артистов, отличному звучанию хора и оркестра и, конечно, благодаря яркой, выразительной музыке Доницетти.
Наибольший успех выпал на долю исполнительниц главной партии. Каждая из них была хороша по-своему. Ирина Гагитэ передала напряженную внутреннюю жизнь героини. A Лючия Альбины Шагимуратовой более мягкая, трогательная. Настоящим открытием стал бурятский тенор Чингис Аюшеев (Эдгар), покоривший вокалом и прекрасной игрой. Похвалы заслуживают и другие певцы, создавшие запоминающиеся образы спектакля.
На премьере присутствовала заместитель Премьер-министра – министр культуры Зиля Валеева. А из Голландии специально прилетел главный импресарио нашего театра, организатор его зарубежных гастролей господин Рууд Де Грааф.
– Я поражен как удачной современной трактовкой оперы Доницетти, так и высочайшим уровнем актеров, – сказал он нашему корреспонденту. – Помню прежний спектакль, который видел во время гастролей театра в Голландии шесть лет назад. Нынешний гораздо интереснее, именно такой спектакль поможет нам привлечь в театр молодежь. Восхищен голосами исполнителей и их актерской игрой. Не сочтите мои слова дипломатическим ходом. Это действительно мое честное мнение. И еще хочется отметить, что у вас фантастические оркестр и хор. Все вместе они создали чудесный спектакль, который я включил в очередной заграничный тур вашей оперной труппы.