Чтобы случилось событие, вначале нужно обозначить его идею, затем иметь большое желание эту идею нарастить делом, потом найти единомышленников и уже на этой базе строить замысел. У нас получилось. Наша идея: через общее прошлое трех народов – татар, балкарцев и болгар, некогда живших в едином государстве Великой Болгарии со столицей в приазовской Фанагории и волею истории разошедшихся в разные стороны Европы, посредством социально-культурных мероприятий снова сблизить во имя общего будущего их. И эта идея дала ростки.
С чего начинается мир
Площадка межэтнического диалога, созданная нашей газетой “Республика Татарстан”, символически названа “Золотой площадью” – “Алтын майданом”.
Слово “майдан” и переводить не надо. Это место праздника, пространство, где через искусство песни и танца, через человеческие отношения могут выстраиваться отношения общественные, как это случилось с муниципалитетами двух республик – Татарстана и Кабардино-Балкарии. Именно такие отношения привели в конечном счете к социально-культурному соглашению о сотрудничестве Приэльбрусья и Заинского района.
Ценность и важность этого шага несомненна, поскольку несет он изначально то, что так нужно обществу – взаимопонимание людей.
Коллективы, которые принял Заинск в конце августа, были один другого ярче. В том заслуга креативной дирекции нашего интернационального проекта – международного фестивального движения “Саяр”, которое возглавляет Замира Рысаева. Буквально перед началом фестиваля она получила благодарственное письмо международного движения “Добрые дети мира”, в котором его руководитель, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев благодарит Замиру Рысаеву “за активное участие в объединении юных граждан планеты на основе милосердия и созидания и за формирование поколения творческих, социально активных, неравнодушных людей, которые уже завтра станут движущей силой созидательного общественного развития”.
Лауреат национальной премии “Во славу Отечества”, международной премии “Элита национальной экономики”, обладатель Национальной ежегодной премии “Лучший руководитель года-2010” фирма “Саяр”, расположенная в Набережных Челнах, вот уже десять лет – официальный представитель в России многих престижных зарубежных фестивалей.
Разрабатывая концепцию нашего проекта, мы заложили в него все самое прогрессивное, что наработано сегодня в этой сфере в мировой практике. Но в первую очередь в основу “Алтын майдана” было положено общение – коллективов, их руководителей и тех, кто станет кураторами творческих групп, – учебных заведений. И как показал опыт первого нашего фестиваля “Алтын майдан-Эльбрус”, он дал толчок к развитию внутримуниципальных отношений.
– Мне хотелось бы подчеркнуть высокую степень социальной значимости этого проекта для нашего поселения, – отмечает глава Приэльбрусья Кабардино-Балкарии Узеир Курданов. – У него нелегкая история: Эльбрусский сельский совет был образован в 1930 году и действовал до дня сталинской депортации балкарского народа. После возвращения балкарцев на родину в 1957 году был образован исполнительный комитет Эльбрусского поселкового Совета народных депутатов, к которому относились поселки Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус, Тегенекли, Байдаево, Терскол. В 1992 году исполком Эльбрусского поселкового Совета народных депутатов был преобразован в администрацию, а его председатель был назначен главой администрации. Расположено наше поселение в центре большого горного массива Кавказские горы, на южной границе России. На нашей земле находятся знаменитый Эльбрус, не менее известные горы Чегет и Азау, где теперь есть и пик Шаймиева.
В рамках проекта вашей газеты в конце марта у нас прошел международный фестиваль этнического искусства, который собрал более четырехсот участников из разных стран и регионов России. В тех сложных общественно-политических условиях, которые отмечены в нашем регионе в последние годы, этот фестиваль стал не только новой площадкой диалога народов, но и мощным фактором, направленным на объединение жителей нашего муниципального образования. В орбиту фестиваля были вовлечены все слои населения – от предпринимателей до школьников. Ресурс этого культурного события оказался неизмеримо широк. Он позволяет нам не только преобразовывать муниципальную среду, но и привлекать внимание к проблемам нашего сообщества. Немаловажно и то, что повышается туристическая привлекательность нашего региона.
В дни проведения международного фестиваля нам удалось, благодаря его главной идее “Мир для мира”, объединить жителей этих населенных пунктов. Резонанс события оказался так широк, что только теперь мы начали понимать, какой мощный идеологический рычаг, содействующий сохранению мира и стабильности, мы, в дополнение ко всем усилиям, предпринимаемым руководством нашей республики, получили в свои руки. И за это отдельная благодарность правительственной газете Татарстана.
Отметило эту инициативу и руководство северокавказской республики. И.о. председателя правительства КБР Мурат Тхазаплижев, приветствуя второй фестиваль проекта, отметил: “Крайне важно для нас то, что первый фестиваль этого проекта – международный фестиваль этнического искусства “Алтын майдан-Эльбрус” прошел на земле Кабардино-Балкарии. Он, несомненно, стал одним из самых ярких событий Года сближения культур.
Как заметил председатель жюри фестиваля, легендарный певец Бисер Киров, такие фестивали лучше любых дипломатов и политиков справляются с пропагандой единения разных национальных культур и учат молодое поколение бережно хранить и развивать свою национальную культуру.
Для нас важно, что в атмосфере яркого творческого праздника прошло знакомство с культурой, искусством и бытом народов, проживающих на Кавказе. У нашей республики появилось множество друзей. Ведь фестиваль имел большой общественный резонанс, и о нем, благодаря современным средствам коммуникации, узнал весь мир.
Мы верим, что новая площадка для действенного межэтнического диалога, каковой является “Алтын майдан”, внесет свою лепту в единение народов, принесет мир на нашу землю, прибавит друзей. Не выстрелы и взрывы должны звучать рядом с нами, а добрые песни и зажигательные танцы!”
Эстафета фестиваля
На Эльбрусе эстафету проекта принял татарстанский Заинск. Здесь мероприятие было назначено на август, на который пришлось много значимых событий. Однако даже в их сонме фестиваль мировых культур “Алтын майдан-Татарстан” не затерялся. Ход его освещали многие республиканские средства массовой информации. Отслеживали событие и информационные агентства других регионов.
Самое главное происходило в загородном оздоровительном лагере “Факел”, который принадлежит НГДУ “Елховнефть”. Надо отдать должное нефтяникам: в грязь лицом не ударили. Обслуживание гостей было на высоте. Сам лагерь находится в красивом уголке Заинского района, у подножия Федотовской горы, поросшей сосновым лесом. Одним словом, стыдно перед гостями не было. А ведь среди приглашенных находились и весьма именитые артисты, которым приходилось выступать на самых известных концертных площадках мира. В частности, с огромным нетерпением мы ждали Госансамбль Чеченской Республики “Нохчо”, известный фольлорный ансамбль из Алжира “Эррашидия”, наших балкарских друзей, знаменитую Чылтыс Таннагашеву – известного мастера горлового пения и других. Собрав всех в одном месте, мы и сами ахнули: такие они все разные! Но куда большее потрясение испытали представители Северной Африки. Их поразила Россия.
– Я думал, Россия – это Москва, – говорит нам алжирец Нуреддин Лаалаови. – Но когда нам пришлось всю ночь и еще полдня ехать до Казани, а оттуда еще дальше, я понял, как ошибался. А когда Сергей Петров из Якутска показал, где находится его родина и что это тоже Россия, мы поразились, как невероятно огромна ваша страна и как много вам нужно приложить усилий, чтобы сохранить, развивать ее. Вы такие разные и такие яркие, что даже жизни не хватит, чтобы узнать обо всех. Этот фестиваль мне интересен тем, что тут мы тесно общаемся. Думаю, дружба, которая здесь рождается, сохранится навсегда.
Нашим гостям удалось увидеть не только талантливых коллег, с которыми им пришлось состязаться в конкурсной программе по нескольким номинациям. Они открыли для себя, например, такой малочисленный тюркоязычный этнос, как шорцы, живущие на стыке Саян и Алтая. Узнали, что и якуты – те же тюрки, и эти два народа понимают друг друга. Как, впрочем, понимали их татары и чуваши.
Программа фестиваля предусматривала обязательные концертные программы по селам района. В Гулькино, к примеру, приняли фольклорный коллектив из Чувашии “Островок”. Кстати, эти ребята полюбились всем. Добрые, открытые, с удовольствием принимавшие активное участие в жизни фестивального городка. Запала в душу калмычка Надежда Бамбышева, солистка фольклорного ансамбля “Тюльпанчик” из Элисты. Буквально на руках носили самых маленьких участниц – двух солисток ансамбля “Фейерверк” из Таганрога. Невероятно талантливые Маргарита Давыденко и Лилия Пудова даже свое дефилирование в финальном шествии превратили в целый мини-спектакль, за который можно было бы давать специальный приз.
Много открытий преподнесла Чечня. Понятно, что ансамбль в ранге государственного и планку держал высокую. Но на фоне других коллег того же уровня, а это покоривший всех Государственный фольклорный ансамбль кряшен РТ или блистательный театр танца “Булгар” из Набережных Челнов, он выглядел более чем достойно. Так что жюри во главе с заслуженным артистом РФ, известным болгарским певцом Бисером Кировым по праву присудило Гран-при солистам “Нохчо” за танцевальную композицию “Старинный танец”, который поставил для них народный артист России Дикалу Музакаев. Но помимо Гран-при солисты ансамбля завоевали и другие призы. Танцевальный дуэт был признан лучшим в номинации “Лирический танец” за хореографический номер “Весенний узор” в постановке заслуженного деятеля искусств ЧР Абдулы Магомадова. Солистка ансамбля обаятельная Хеда Газиева получила диплом второй степени в номинации “Сольное пение”. Увез свою награду и инструментальный оркестр коллектива за исполнение попурри на народных инструментах на тему “Чеченские танцевальные мелодии”.
Не только мастерство чеченцев тронуло наши души. Дело в том, что гости с африканского континента – алжирцы добирались до нас с неожиданными материальными издержками. По условиям фестиваля, трансфер предполагался от Казани, а тут выяснилось, что суммы, выплаченные ими на одной из границ, значительно превысили ожидаемые расходы. Короче, на обратную дорогу от Казани до Москвы денег у них не оказалось. Чеченцы предложили дать своими силами полноценный концерт, средства от которого пошли бы на покрытие этой суммы. Другие фестивальщики их поддержали. Но, конечно, заинские власти своих гостей в беде не оставили – доставили прямиком в московский аэропорт.
Встречи как мостик в будущее
А вот жителям сел Аксарино и Дурт-Мунча выступление чеченских артистов стало самым невероятным подарком, который они могли получить к Дню республики. Ведь мы мало знаем об этом народе, а если и знаем, то, согласитесь, как-то однобоко. И потому близкое знакомство с представителями далекой кавказской республики – это еще один мостик, который сегодня заново прокладывают в Чечню регионы России и наоборот.
Таким же открытием стал ансамбль “Салам” из Тырныауза, что в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Девочки-танцовщицы вызвали восторг еще на открытии фестиваля. А уж после выступлений в селах Александровская Слобода и Кадырово и вовсе посыпались просьбы провести встречи с ними в других населенных пунктах района.
Был великолепен полюбившийся заинцам и уже ставший родным народный ансамбль “Эльбрус”. Ребята заметно подросли за год, многие из них поступили в вузы, но то умение, которое им подарил работавший с ними легендарный балкарский этнохореограф Мухтар Кудаев, они уже не растеряют.
Изумила фольклорная группа “Янган-Тау”, которая работает при знаменитом одноименном курорте в Башкортостане: великолепные костюмы, отменный репертуар, прекрасная выставка народно-прикладного искусства, привезенная с собой. Но главное – любовь к тому, что для каждого из них стало увлечением жизни, – фольклор родного народа.
О каждом приехавшем коллективе можно сказать много добрых слов. Но вот о свердловском “Шайтане”, который увез специальный приз нашей газеты “За мастерство и самобытность”, стоит сказать отдельно. Они умудрились влюбить в себя всех окружающих людей.
– Бесценно то, чем владеют эти ребята из Первоуральска, – только ахал академик Российской общественной Академии наук, культуры, образования и бизнеса Кавказа, заслуженный деятель искусств КБР Мухтар Кудаев. – Мало того, что они единственные в России, кто хранит в своем репертуаре пятнадцать старинных французских кадрилей и три танца ланцетов – копьеметателей полка императора Франции Бонапарта Наполеона. Это уникальнейшая находка для многих франкоговорящих стран и прежде всего для Франции, Канады, Бельгии и других. Удивляюсь, что ими не заинтересовались самые высокие чины мировой культуры.
Эти народные танцы записал, сохранил и вновь возродил к жизни балетмейстер Юрий Погромский, создавший ансамбль.
– Еще четверть века назад наши уральские старики дотанцовывали народные танцы, называемые кадрилями, – рассказывает Юрий Федорович.- Мне они очень понравились, и я всю свою страсть, любовь к духовности русского народа отдал этим незамысловатым танцам. Они дают возможность раскрыть в танце свою удаль, показать характер, отношение к партнеру. Не свою “хореографическую” гениальность надо показывать балетмейстерам, а прививать любовь к танцам, дать человеку раскрыть свою душу, свой духовный и творческий потенциал. Здесь задача настоящего педагога в том, чтобы убрать свое “я” и дать себя показать самому танцу и его творчески мыслящему исполнителю. В народе нет балетмейстеров. Народ так танцует, как хочет, в силу своей жизненной одаренности. Вот чем меня подкупили кадрили. Я постепенно стал искать исторические истоки этих танцев. Оказалось, что уральские казаки совместно с другими казаками и русскими войсками после окончании войны 1812-1814 годов жили около двух лет во Франции. После окончания службы они вернулись на Урал, начали строить мирную жизнь, причем свои селения они называли не как принято, а названиями городов, где проходила их служба, – Варна, Берлин, Париж. Кстати, в нашем уральском Париже есть своя Эйфелева башня. Так русская молодежь знакомилась с духовностью Франции восемнадцатого века. Постепенно русские напевы, народные песни, частушки вытеснили чуждые народу мелодии, и все хорошо забытое французское стало “русским народным”.
Мне давно хотелось показать наши кадрили настоящим французам. В 2006 году я продал свою иномарку, подсобрал денег по городу, и поехали мои “шайтане” не в Париж, а в провинцию. Там нам собрали самых пожилых жителей города, которые и были для нас настоящим “жюри”.
Наш показ длился три часа. Ребята приглашали стариков на сцену и с ними танцевали многие наши кадрили. Вместо заявленных для нас двух концертов за неделю мы давали в день до пяти. В последний день в торжественной обстановке нам всем вручили медали почетных граждан одного из городов провинции за сохранение духовности России и Франции.
Вот такая замысловатая история появления кадрилей в репертуаре уральского коллектива. И это ли не открытие фестиваля! Остается добавить, что богатый исполнительский лист ребят включает в себя и чисто фольклорные представления, которым просто цены нет: восстановленный весенний обряд “Семык”, уникальный оркестр, состоящий из подручных деревенских инструментов от кувалды до пилы…
Приятные сюрпризы
Их было немало. Начиная от подарков, которые приготовил оргкомитет фестиваля, чью работу возглавила глава Заинского района Татьяна Воропаева, для каждого участника до программы, включавшей в себя ежевечерние майданы, где молодежь могла веселиться от души. Правда, откуда только силы брались после ежедневных поездок по селам? Но общения было много. И самое важное – открытые мастер-классы, подготовленные именитыми членами жюри.
Легенда отечественной этнохореографии Мухтар Кудаев рассказал о классификации народных танцев с древнейших времен до современности. Руководитель Центра исследований истории, культуры татар-кряшен и нагайбаков при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, доцент кафедры татарской музыки Казанской консерватории Геннадий Макаров обсудил с собравшимися тему “Общие этнические музыкальные инструменты народов Сибири, Северного Кавказа и Поволжья: особенности исполнительства”.
Нашел время для мастер-класса по вокалу и наш именитый гость Бисер Киров. “Мы получили не просто уникальные знания, но и бесценные для нас советы настоящих профессионалов, людей, отдавших всю свою жизнь тому делу, которым они заняты, – говорит руководитель фольклорного ансамбля “Тюльпанчик” из Калмыкии Евгений Толкачев. – Я много поездил по миру со своим коллективом, видел немало и фестивалей, и конкурсов. Но для меня нет сомнений, как важно то, что дает “Алтын майдан” каждому, кто оказывается на этой “площади”.
Еще одним открытием для заинцев и гостей стал ансамбль из Альметьевска “Элмэтем”, который выступил и на открытии, и на гала-концерте, и показал свои конкурсные номера. Выступление коллектива можно было бы просто назвать очередным мастер-классом.
Удивил фольклорный коллектив “Сударушка” из Тукаевского района, представивший добротный этнический материал. Как всегда, был хорош заинский “Мирас”.
Для меня, в какой-то момент вырванной из жизни фестиваля организационными вопросами, стала открытием инициатива нашего креативного директора Замиры Рысаевой, которая предложила создать сводный оркестр народных инструментов и такой же сводный хореографический ансамбль. “Как это было здорово! – делится впечатлениями якутка Варвара Уарова. – Мы с таким азартом репетировали. Даже предположить не могла, что, взяв за базу алжирский оркестр, где играют ребаб, уд, госба, дефф, и положив в основу древние арабские напевы, присоединив к нему якутский и шорский комузы, башкирский курай, татарский саз, русскую гармонь, можно в одном порыве и одной душой сотворить общую мелодию. Я плакала от счастья…”
Эту композицию заинцы увидели первым номером на гала-концерте фестиваля. Жалко, что погода внесла свои коррективы в мероприятие: пошел дождь, и завершение концерта скомкалось. Правда, эта горечь окупилась великолепным концертом Бисера Кирова, напомнившего собравшимся хиты прошлых лет и спевшего свои новые песни. Как признался знаменитый артист, он улетает в родную Софию на крыльях любви к тем, с кем его свела судьба на “золотой площади”.
В гимне “Алтын майдана” поется: “Добра и света тебе, Земля”. Этими словами и завершился наш очередной фестиваль. О его продолжении мы расскажем совсем скоро. Как говорят в телепередачах: “Не переключайтесь. Оставайтесь с газетой “Республика Татарстан”…