О казанском художнике Булате Гильванове хочется сказать – светлый. Несмотря на то, что он темноволосый, черно-глазый и смуглый. А еще просится слово “легкий”. Его творчество, его картины такие же – в них свет надежды и любви к жизни. И даже если сюжет печален, то грусть – легкая. Недавно в Елабуге, на родине автора, открылась его персональная выставка “Сны Алтынчеч”.
С полотен на зрителя смотрят красивые девушки в старинных одеждах. Длинные косы, изящные украшения, а в руках – оружие. Они спокойны и сосредоточены и отступать не собираются. Такими изобразил Булат Гильванов легендарную Алтынчеч и ее подруг-воительниц. О них сложено немало сказаний. Одно из них гласит, что во время нашествия Тамерлана сорок девушек во главе с дочерью булгарского царя, надев доспехи, направились в Биляр, чтобы защищать город. Силы были неравными – юные красавицы погибли в бою.
Образ Алтынчеч – символ несгибаемой воли народа и надежды на возрождение, считает художник. Он уверен, что именно этот персонаж – достойный кандидат на роль “национального героя”. Главная задача татарского искусства сейчас, по его мнению, – это дать ответ глобализации. А как это сделать? Создать образ, который был бы привлекателен, особенно для молодого поколения, и обладал бы такой силой обаяния и очарования, чтобы суметь перетянуть чашу весов в противостоянии с массовой культурой.
Художник озадачен и соответствием историческому образу. Как выглядела Алтынчеч, положим, неизвестно, но вот одежда, украшения, различные детали должны быть именно из той эпохи. Их Гильванов воспроизводит по археологическим находкам, реконструкциям. Это не фэнтези, а исторические картины, но романтизм в них все-таки присутствует.
Автор старается в своей серии изображать реальных, ныне живущих девушек, чтобы соединить прошлое и день сегодняшний. И еще показать: наши девушки очень разные.
– Я хочу, чтобы зрители почувствовали: это были реальные люди, они о чем-то думали, переживали, принимали решения, радовались, надеялись… И сны им приходили светлые, душевные, ведь это же были молодые девушки.
А сны – это вторая часть выставки. Представленные на ней картины сам художник делит на две категории: реалистическую живопись (исторический портрет, о котором уже сказано) он объединил со своими творческими поисками – работами в стиле этнофутуризма. Вот тут-то – образы, словно из ночных грез жившей когда-то принцессы. Нежные краски и полутона, словно из тумана появляются силуэты – порой художник своей кистью оставляет зрителю только легкий намек, и в эти картины надо вглядеться, они будят воображение, создают особое, раздумчивое настроение.
Выставка открылась в художественной галерее Елабужского государственного музея-заповедника, по соседству с домом-музеем Ивана Шишкина. Посещение этого музея стало самым ярким детским впечатлением Булата. “Я хочу рисовать, как Шишкин!” – воскликнул он тогда, и вскоре отец отвел его в художественную школу, которая тоже носит имя великого живописца. Потом Булат учился в Набережночелнинском училище искусств, далее – в Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. А затем Гильванов выбрал Казань. Сегодня он выставляется во многих городах России и за рубежом. Гильванов – лауреат республиканских премий имени Баки Урманче (за серию “Сказание о Юсуфе”) и Мусы Джалиля (за цикл произведений “Алтынчеч”).
Кстати, проект, посвященный девушкам-воительницам, будет продолжен: написано пока 15 портретов из 40. Возможно, эту легенду художник раскроет и через мужские образы – отца Алтынчеч Алтынбека, поэта Кул Гали.
В поисках путей самовыражения Гильванов не ограничивается живописью. Он пишет стихи, а в последнее время увлечен театром – выступает в качестве художника-постановщика в команде Рената Аюпова, главного режиссера Казанского татарского государственного театра юного зрителя. В копилке – “Угасшие звезды” по Кариму Тинчурину, “Юсуф и Зулейха” по Кул Гали, шекспировский “Король Лир”. Булат открыл и небольшой секрет: с Ренатом Аюповым они задумали спектакль об Алтынчеч, и художник, как знаток этой темы, взялся за написание сценария.
Едва ли не половина представленных на экспозиции работ написана в Елабуге. К тому же Гильванов – постоянный участник арт-проектов музея-заповедника, по условиям которых часть картин остается в здешней коллекции. И вообще – родина всегда вдохновляет, признается художник. И сам город, и его история, и люди, которые здесь живут. Его здесь тоже любят, как, впрочем, и в Набережных Челнах, и в Казани…
Да в какую бы страну Булат ни приехал, везде его сразу же принимают за своего, смеются и даже немного завидуют коллеги. А секрет прост – открытость. Легкость и свет.