В Казани продолжается XXIII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, на котором, как и было обещано, состоялась премьера современного одноактного балета “Quatro”, рожденного содружеством словенского хореографа Эдварда Клюга, его соотечественника композитора Милко Лазара и солистов Мариинского театра Дениса Матвиенко и Леонида Сарафанова. Последние и предложили создать балет-модерн специально к нынешнему Нуриевскому фестивалю. Тем более что у Дениса Матвиенко уже был опыт сотрудничества с Эдвардом Клюгом.
Хореограф и композитор охотно приняли предложение. Так появился новый современный балет с участием звезд Мариинки – Дениса и Анастасии Матвиенко, Леонида Сарафанова и Олеси Новиковой. Им было интересно попробовать себя в современной хореографии, а балетмейстеру – осуществить свою постановку с участием классических танцовщиков высочайшего уровня.
Основная идея “Quatro” – эмоции и мучительные взаимоотношения между близкими людьми, выраженные посредством музыки и современной пластики, их попытка осмыслить себя в вечно меняющемся мире. Музыка написана для фортепьяно, любимого инструмента Э.Клюга, и виолончели. Вначале музыка подобна метроному, отсчитывающему время, постепенно она становится мелодичнее, а порой звучит жестко и остро.
На протяжении всего балета на сцене без декораций в луче света мы видим четырех полуобнаженных солистов. Их герои ведут диалог с помощью выразительных жестов, двигаются то поодиночке, то дуэтом… То идут навстречу друг другу, то расходятся и вновь соединяются. Но все это буквально завораживает, хотя в балете нет сюжета.
– Это спектакль об изломанных человеческих судьбах, – считает московский балетный критик Наталья Садовская. – В движениях его участников порой есть что-то от роботов. В целом же “Quatro” – это отражение современного мира, сложного и противоречивого. Но больше всего меня потрясло исполнение этого балета классическими танцовщиками. Они покорили всех.
По мнению заместителя главного редактора журнала “Балет” Сергея Коробкова, в “Quatro” видна попытка найти общий язык на уровне человеческого праязыка. “Ведь движение понятно всем, – сказал он. – Очевидно и другое: участники спектакля взяли в данном случае за основу модерн, но верны классике, на которой воспитаны. Это помогает им блестяще справиться и с современной хореографией”.
В первом отделении, предварившем премьеру и названном “Блестящий дивертисмент”, великолепная четверка из Мариинского театра, а также Наталья Мацак (Украина), Ян Ваня (Чехия) и ведущие танцовщики нашей балетной труппы исполнили классические па-де-де на музыку П.Чайковского, А.Адана, А.Минкуса, А.Хачатуряна и балетные номера в xopeoграфии М.Петипа, Дж.Баланчина, Ф.Аштона и других.
По завершении спектакля зрители стоя долгой овацией благодарили молодые таланты, которые успешно сочетают верность традициям классического балета с поиском новых форм балетного искусства.