8 февраля на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля открылся ХХVIII Международный оперный фестиваль имени Ф.Шаляпина. Участие в нем более пятидесяти солистов ведущих театров России и звезд мировой оперной сцены, а также высочайшая постановочная культура спектаклей нашего театра гарантируют, что и нынешний Шаляпинский фестиваль станет заметным событием музыкальной жизни России.
На открытии праздника оперного искусства присутствовала заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева.
А начался фестиваль по традиции премьерным спектаклем – нынче это опера Джакомо Пуччини “Мадам Баттерфляй”.
Наша газета уже писала о достоинствах новой постановки театра им. М.Джалиля, где трагическая история гейши Баттерфляй впервые рассматривается сквозь призму конфликта цивилизаций – Востока и Запада. Вот и по окончании фестивального спектакля публика, восхищенная игрой и пением солистов, безупречным звучанием хора и оркестра под управлением Рената Салаватова, бурно аплодировала его создателям и участникам, и особенно обладательнице нежнейшего сопрано, молодой певице из Германии Сишенг И, которая талантливо воплотила образ главной героини.
– На Шаляпинском фестивале я второй раз, – сказала певица в интервью нашему корреспонденту. – Если два года назад пела только на гала-концерте, то сегодня исполнила главную партию в опере Пуччини. Баттерфляй я пою и в Германии, но ваша постановка мне нравится больше. Она напоминает о трагических событиях XX века – атомной бомбардировке города Нагасаки, где и происходит действие оперы. И это, по-моему, правильно. А участие в вашем фестивале для меня большая честь и очень значимо, потому что он носит имя такого великого певца! И не скрою, мечтаю спеть на вашей сцене Виолетту (“Травиата”. – Ред.) Надеюсь, что это сбудется.
В ответ на наше пожелание новых успехов Сишенг И сказала по-русски “Спасибо!”
Ахмед Агади, солист Мариинского театра, исполнитель партии Пинкертона:
– Пинкертона я впервые спел именно в Казани. Партия, что и говорить, сложная: и вокально, и психологически. Но она обогатила меня как певца и артиста. Знаю, что публика не любит моего героя. И поделом. Но, увы, этот образ актуален. Разве сегодня нет таких мужчин?!
Хочу признаться, что я полюбил Казань еще двенадцать лет тому назад, когда впервые пел на Шаляпинском фестивале в “Бoгeмe”. Уже тогда ваш фестиваль был широко известен, и мне очень хотелось достойно выступить и завоевать публику. С тех пор участвовал почти во всех Шаляпинских фестивалях, рад петь и на нынешнем и снова встретиться со своими коллегами из других театров.
Андрей Бреус, солист Московского театра “Новая опера” им. Е.Колобова:
– Я уже десять лет участвую в Шаляпинском фестивале. Имя Федора Шаляпина для меня значит очень много. Потому что именно после того, как услышал его могучий голос на пластинках, которые мне дала наш педагог в ГИТИСе, моя судьба круто изменилась: из драматического артиста я решил стать оперным певцом. Дорог мне и сам фестиваль. Желаю ему процветания и побольше солистов, поющих искренне, от души.
Во второй день фестиваля состоялось концертное исполнение оперы “Пиковая дама” П.И.Чайковского. Звучание оркестра под управлением маэстро из Литвы Гинтараса Ринкявичуса и на этот раз было блистательным. Партию Германа впервые на фестивале исполнил солист Национального театра города Мангейма (Германия) Михаил Агафонов. Эту партию он специально подготовил для Казани. В партии Лизы мы услышали солистку Московского театра “Новая опера” Елену Поповскую, Графини – примадонну Большого театра России Ирину Макарову.