Это стало уже доброй традицией. Пятый год подряд в новогодние каникулы юные казанцы получают в подарок от учащихся Казанского хореографического училища новый красочный спектакль. Нынче это шедевр Петра Чайковского – балет “Щелкунчик”, показанный на сцене Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля. И на каждом из двадцати спектаклей был аншлаг.
Таким успехом “Щелкунчик”обязан и оригинальной хореографии, предложенной с учетом возможностей юных исполнителей профессором Санкт-Петербургской консерватории, известным балетмейстером Александром Полубенцевым. Его многое связывает с Казанью. После окончания Вагановского училища он некоторое время танцевал на сцене театра им.М.Джалиля, а в последние годы Александр Михайлович плодотворно сотрудничает с нашим хореографическим училищем. Кроме “Щелкунчика”им поставлены балеты-сказки “Снежная королева”и “Морозко”.
А на премьеру “Щелкунчика”из Москвы специально приехал авторитетный балетный критик Александр Максов.
“Я видел этот балет во многих театрах, но впервые в исполнении учащихся хореографического училища – от второклассников до выпускников, – поделился он своими впечатлениями. – Да и хореографии такой нет нигде. Это эксклюзивный спектакль, и он имеет большую эстетическую и воспитательную ценность как для юных артистов, так и для зрителей. Танцуют ребята с полной отдачей и явно с удовольствием. И то, что ваше училище подготовило не один, а целых четыре состава исполнителей, говорит о серьезном творческом потенциале.
А в только что завершившемся спектакле мне особенно понравилась Сонечка Сергеева в партии Маши. Она совершенно очаровательна. Должен сказать, что культура пантомимы, лаконичного и выразительного жеста, передающего характер персонажей балета и их отношения, к сожалению, современными артистами балета почти утрачена. А здесь маленькая, двенадцатилетняя девочка очень искренне выражала мимикой и жестами внутренние переживания своей героини, да так, что затрагивала, как я увидел, чувства зрителей. И это, конечно, дорогого стоит. Понравились мне также Айдар Ишмухаметов в роли Дроссельмейера – мастера по изготовлению механических игрушек и Принц (он же Щелкунчик) в исполнении Игоря Лиханова. Оба очень выразительные.
И, конечно, замечательно, что ваше училище нашло своего балетмейстера – Александра Полубенцева. В России сейчас таких мало…”
“В лице Александра Михайловича мы обрели не только хореографа, но и друга, – добавляет директор училища Татьяна Зиновьевна Шахнина. – И прежде всего это заслуга нашего художественного руководителя, профессора Нинель Даутовны Юлтыевой”.
В разговоре о новой постановке участвовали и педагоги училища, готовившие юных исполнителей “Щелкунчика”к выступлению на большой сцене.
“Благодаря этому спектаклю, – говорит народный артист РТ Виталий Бортяков, – ребята поняли, что значит танцевать классическую музыку, балет самого Петра Ильича Чайковского целиком, а не только его фрагменты. Для них это великолепная школа и творческий стимул”.
“А еще это очень сближает ребят, – считает педагог Ольга Бородина. – Они переживают друг за друга и помогают друг другу. А малыши берут пример с тех, кто постарше, и получается единый ансамбль”.
“Наши педагоги так выложились, затратили столько душевных и физических сил, что никакие премии это не восполнят, – говорит Татьяна Шахнина. – У них столько любви к детям, искусству, такой высокий профессионализм, что я низко им кланяюсь. И все мы благодарны Министерству культуры, руководству и коллективу театра имени Мусы Джалиля за помощь и поддержку”.
Остается пожелать, чтобы спектакль “Щелкунчик”увидели и те ребята, что не смогли попасть на новогодние представления. И не только казанские, но и дети из районов республики. Понятно, что осуществить это непросто, ведь учеба будущих артистов балета продолжается. Но возрождение доброй традиции детских утренников, некогда существовавшей в театре им. М.Джалиля, и включение в его “утренний”репертуар балетов в исполнении учащихся КХУ, безусловно, помогло бы воспитанию нового поколения зрителей, способных понимать и ценить настоящее искусство.