С чего все началось…
А началось все с опубликованного 23 апреля 1932 года постановления ЦК ВКП (б) “О перестройке литературно-художественных организаций”, которым предписывалось “объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей…”
В мае того же года был создан оргкомитет Союза писателей во главе с Максимом Горьким. У нас в республике в те же дни возник организационный комитет по подготовке к первому съезду во главе с ведущим литературным критиком того времени Галимджаном Нигмати.
До этого в Татарстане, как и в целом по стране, существовали многочисленные группировки и объединения литераторов, так сказать, по интересам: ТАПП (Татарская ассоциация пролетарских писателей), “СУЛФ” (“Сул фронт”, т.е. “Левый фронт”), “ЛОКАФ” (“Литературная организация Красной армии и флота”). Кроме того, были писатели, не входившие ни в одну из организаций, их называли “попутчиками”. Был даже “Союз советских писателей”, куда входили те, кого не причисляли к пролетарским, т.е. наиболее “продвинутым”.
Эти организации нередко враждовали и яростно полемизировали друг с другом. А самое главное, были трудно управляемыми и не всегда “идеологически выдержанными” с точки зрения большевистской партии. Именно поэтому, как шутят нынешние острословы, писателей и согнали в единый “колхоз”.
25 июня 1934 года открылся Первый съезд писателей Татарстана, продолжавшийся четыре дня. Съезд кратким вступительным словом открыл самый популярный и идеологически выдержанный писатель тех лет Кави Наджми. Он же был избран и первым руководителем творческого союза. Кроме него в состав первого правления СП были выбраны наиболее значительные деятели литературы республики: драматург Карим Тинчурин, критик и литературовед Гумер Гали, прозаик и пламенный публицист Гумер Тулумбайский, поэт Хасан Туфан, молодой прозаик Лябиб Гильми, известный журналист и главный редактор газеты “Кызыл Татарстан” Гаяз Ризванов и чувашский писатель Василий Красный.
Судьба членов этого первого правления сложилась трагически. В годы большого террора все они были арестованы и либо сразу расстреляны, либо превращены в “лагерную пыль”. Выжить удалось немногим.
На Первом съезде писателей Татарии были избраны также делегаты на Всесоюзный съезд советских писателей. Наша делегация состояла из двенадцати человек. Кроме названных членов правления, делегатами Всесоюзного съезда были избраны прозаик Ибрагим Гази, критик Галимджан Нигмати и писатель Фатых Сайфи-Казанлы.
Первый Всесоюзный съезд писателей открылся 17 августа 1934 года в Москве многочасовым докладом Максима Горького и продолжался до 1-го сентября – ровно две недели. Одних выступающих на съезде – представителей 52 национальных литератур страны и многочисленных зарубежных гостей – было более 300!
На этом съезде был заслушан и доклад Кави Наджми о состоянии татарской литературы. (Единственный раз за всю 75-летнюю историю Союза писателей!) Кроме него, на съезде от нашей организации выступил драматург Карим Тинчурин.
Следующий, Второй Всесоюзный съезд писателей состоялся только 20 лет спустя, в 1954 году.
…И чем кончилось
“Ныне ситуация в отечественной словесности поразительно напоминает ту, что была 75 лет назад, – пишет “Литературная газета” в номере, посвященном этому знаменательному юбилею (1 сентября 2009 г).- Несколько враждующих между собой объединений литераторов никак не могут договориться и заняться наконец своим прямым делом, вместо того, чтобы обливать друг друга помоями и делить давно уже расхищенное имущество бывшего Союза писателей СССР.
Неудивительно, что власть не уделяет этим структурам серьезного внимания, которое уделяла бы, разговаривая с серьезной организацией, представляющей интересы всех писателей страны – “от Москвы до самых до окраин”. Есть над чем задуматься”.
К слову сказать, имущество это было немалым – многочисленные дома творчества в Пицунде, Ялте, Дубултах, Переделкино, Малеевке и др. Прибавьте к этому здания и имущество самих творческих организаций, поликлиники, больницы, издательства и печатные органы… Где все это ныне? Профукано, растаскано, расхищено…
В отличие от центральных и ряда писательских организаций соседних республик у нас в Татарстане удалось сохранить единый творческий союз. Вопреки расхожему мнению, что писателей загоняли в “колхоз” насильно, наши писатели и тогда, 75 лет назад, и сейчас вступали и вступают в творческий союз по доброй воле. Более того, всеми силами стремятся попасть в Союз писателей. Не ради того, чтобы обрести какие-то блага и дополнительные преимущества, а чтобы получить возможность творческого роста в общении с коллегами по перу. Союз писателей Татарстана и прежде, и сейчас помогает эффективно решать не только профессиональные, но и многие бытовые проблемы, вести прямой диалог с властью, отстаивать свои интересы. Правда, иные остряки шутят, что Союз писателей нужен только для проведения юбилеев (которых в год насчитывается до сотни) и похорон. Но ведь и этим кто-то должен заниматься.
До развала Советского Союза Союз писателей Татарстана был одним из структурных подразделений Союза писателей Российской Федерации, а тот, в свою очередь, входил в Союз писателей СССР. Ныне же с этой матрешечной структурой покончено. Союз писателей Татарстана – вполне самостоятельная независимая общественная организация, которая взаимодействует с Союзом писателей России на паритетных началах на основе договора о сотрудничестве и взаимной помощи.
На нынешний день в Союзе писателей Татарстана насчитывается 326 активно работающих членов. Это в десять раз больше, чем 75 лет назад. Они объединены в творческие мастерские: прозаиков, поэтов, критиков, драматургов, публицистов, секцию русских писателей. Существуют отделения Союза писателей в Набережных Челнах и Альметьевске, работает чувашская секция. Приемная комиссия во главе с Равилем Файзуллиным рассматривает дела о приеме новых членов.
Все это позволило Союзу писателей Татарстана сохранить свой авторитет перед читателями и государственными органами республики. Если раньше в высшие руководящие органы страны и республики (Верховные Советы) в лучшем случае избирался (точнее – назначался) один писатель, как правило, председатель Союза, то с началом перестройки писатели стали активно работать в этих органах. С начала 90-х годов девять татарских писателей были избраны народными депутатами. Именно с помощью писателей-депутатов удалось принять Закон о двух государственных языках Республики Татарстан, открыть новые татарские лицеи и гимназии, субсидировать издание книг на родном языке и провести ряд других серьезных мероприятий.
Открылись новые печатные органы: молодежный журнал “Идель”, журналы “Аргамак”, “Майдан”, детский журнал “Салават купере” и другие издания типа “Веселых картинок” для дошколят, газеты “Шахри Казан”, “Мэдэни жомга” и многие другие. Введено почетное звание народного писателя и народного поэта РТ (их у нас 22), начали выходить пятитомники наиболее крупных писателей.
Из таких вот книг – романов, повестей, рассказов, сборников стихов и поэм, пьес и произведений других жанров – и складывается кардиограмма эпохи.
Это не означает, конечно, что у нас нет проблем. Прежде всего беспокоит неумолимое старение членов творческого союза. Ныне средний возраст членов Союза писателей РТ превышает 60 лет. Понятно, что превращение в объединение пенсионеров не украшает союз и не способствует плодотворной работе. Значит, надо активнее заниматься подготовкой и воспитанием молодых кадров.
Следующая серьезная проблема – катастрофическое падение тиражей. Если двадцать лет назад тиражи литературных журналов “Казан утлары” и “Идель” превышали сто тысяч экземпляров, то сейчас – всего несколько тысяч. Тиражи журналов “Сююмбике” и “Чаян” сократились в 30 – 50 раз. С 30-40 тысяч экземпляров до 2-3 тысяч упали тиражи большинства издаваемых нашими издательствами книг. Разорваны многие прежние связи с братскими литературами. Резко упало количество переводов с татарского на русский и особенно – с русского на татарский.
Особое беспокойство вызывает судьба татарского языка, сфера употребления которого сокращается, как шагреневая кожа. А с исчезновением языка может раствориться и исчезнуть и нация в целом.
Многие писатели годами не могут издать своих книг. А те, кто издает – с помощью спонсоров или бюджетных вливаний, – не могут прожить на мизерные гонорары и прокормить семью. Для перечисления писателей республики, безбедно живущих исключительно творческим трудом, хватит пальцев одной руки. Большинство прочих либо зарабатывают на жизнь иным, нетворческим трудом, либо живут за чертой бедности.
Впрочем, проблемы эти не чисто региональные, а общие для всей России. Социологические исследования показывают, что ныне 70 процентов населения страны книг вообще не читают. В начале 80-х годов, когда Советский Союз называли самой читающей страной в мире, таких равнодушных было всего 10 процентов. Даже ежедневные газеты регулярно выписывают и читают всего 20 процентов населения России.
Но, как учит история, подобные колебания в отношении общества к печатному слову происходили и раньше. Потому не надо терять надежды, что писательское слово не девальвируется и будет содействовать и дальше духовному развитию людей.