Лет шесть назад, когда я, сев за компьютер, набирала в поисковой строке слово “Елабуга”, Яндекс выдавал немногочисленные новости от информагентства, где я тогда и работала, да ссылки на несколько местных сайтов. Сегодня в Интернете море информации о камском городе, о нем знают и во всей стране, и за рубежом.
Это – плоды реализации стратегии по продвижению Елабуги в экономическом и культурном пространстве. Сам этот процесс сегодня невозможно представить без участия сотрудников Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Постепенно это учреждение стало одним из градообразующих – в том смысле, что оно формирует городскую культурную среду. О секретах достигнутого успеха и о том, что Елабуга предлагает туристам сегодня, мы беседуем с генеральным директором музея-заповедника Гульзадой Руденко. Поводом для встречи стало двадцатилетие возглавляемого ею учреждения, которое будет отмечаться в конце августа.
Открываю дверь и замираю в удивлении: со времени, что я здесь не была, комната превратилась в настоящий музейный зал. В таких кабинетах работали деятели XIX века – старинный тумбовый стол, шкаф, часы с маятником. Таким и должно быть рабочее место того, кто руководит всеми музеями города.
– Вся эта мебель, – поясняет Гульзада Ракиповна, – из фондов учреждения, над ней потрудились здешние реставраторы. К примеру, этот стул с тисненой кожаной обивкой некогда стоял в конторе знаменитых елабужских купцов Стахеевых.
– Я для себя решила, что кабинет обустрою только после того, как у нас везде будет порядок, – говорит директор.
И это так. Экспозиции всех музеев обновлены и открыты новые, реализованы десятки художественных проектов, Елабуга принимает уже до 100 тысяч туристов в год, а на пристани “толпятся” круизные теплоходы, посмотреть на “жемчужину Прикамья” приезжают многие известные люди. Издано немало книг об истории города, установлены связи с потомками именитых елабужан по всему миру, проводятся научные конференции и чтения…
– Гульзада Ракиповна, и о вас, и о сотрудниках музея-заповедника говорят как об очень активных людях. Что вами движет?
– Если говорить обо мне, то это – неугомонный характер. И в школе, и в институте я была в активе – председателем совета отряда, членом комитетов комсомола, командиром стройотряда. Всегда считала: если уж ты взялся за что-то, то делай с интересом, ответственностью и себе в удовольствие. Моя нынешняя работа мне очень нравится, и я благодарна судьбе, что попала в Елабугу.
Конечно, чтобы творить, нужны команда и творческая обстановка, которую мы постарались создать в коллективе. Мысль должна всегда работать, тогда и результат будет интересным. Только так мы сможем сделать наш город привлекательным для туристов не на один раз, чтобы побудить их приезжать снова и снова.
На протяжении семи лет, что я здесь работаю, наш коллектив ежегодно удивляет чем-то необычным, появляются новые объекты туристического показа. Хотя, вы знаете, входить в мир мэтров музейного дела России было нелегко. Но вот только что я разговаривала по телефону с одним из известнейших деятелей на этом поприще, генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой, и она призналась, что в восторге от Елабуги. Очень приятно, что сегодня с нами считаются, ставят с собою вровень…
Гульзада Руденко, приехав на работу в Елабугу, не была здесь чужаком: впервые в этом городе она оказалась еще в 1971 году, переехав с родителями из Арского района. Здесь она окончила школу и педагогический институт. Из воспоминаний тех лет – улица Карла Маркса (ныне Казанская, центральная туристическая), по которой прогуливались по вечерам, озера за рекой Тоймой, куда ходили купаться. Моя собеседница помнит и кабинет, в котором сейчас трудится, – прежде тут был читальный зал библиотеки. В общем, все связано именно с исторической частью, где ныне расположен музей-заповедник.
Переезд в Набережные Челны заставил как бы отодвинуть на периферию памяти ту провинциальную Елабугу. Стремительные ритмы бурно развивающегося автограда, работа на КамАЗе, на комсомольском и партийном поприще, в сфере культуры, жизнь за границей – все это, казалось, окончательно сорвет ее с елабужской орбиты. Но нет. Зато вернувшись в город юности спустя много лет, Гульзада Ракиповна почувствовала его совсем иначе. А чем же отличается Елабуга сегодняшняя от той, что запомнилась ей с прошлого века?
– Во-первых, теперь здесь огромное количество туристов! По городу снуют экскурсионные автобусы, прежде такого, конечно, не было, – отвечает Руденко. – Во-вторых, изменилось отношение к Марине Ивановне Цветаевой. В те годы ее имя не звучало. Дом, где она провела последние свои дни, я отлично помню: часто бывала в нем, тут жили мои самые близкие институтские подруги. Я знала, что здесь пребывала Цветаева, но это меня никак не трогало. Сегодня же испытываю особое чувство, когда захожу в этот дом. Мы сумели раздвинуть границы и громко говорим сегодня не только о Шишкине, но и о Цветаевой, Бехтереве, Дуровой, о других известных людях, живших в нашем городе. И имя Елабуги звучит теперь значительно чаще, нас больше знают в России.
– Как вы думаете, какой была бы сейчас Елабуга, не будь здесь музея-заповедника?
– Наверное, многое было бы уже потеряно. Но тогда была создана охранная территория, где сегодня расположены 195 памятников истории и архитектуры, которые вошли в единый государственный реестр, появился отдел охраны памятников. Благодаря этому удалось сохранить архитектурную целостность, отличающую Елабугу от многих исторических городов.
– Столько памятников архитектуры утеряно во многих городах России, начиная со столицы… Вы можете сказать, что в Елабуге за последние годы не разрушено ни одного исторического здания?
– Да, я могу сказать, что за последние пять лет ни одно здание не было разрушено. Это политика руководства нашего города, а ведь далеко не везде все так благополучно. Я совсем недавно была в Суздале, куда ездят миллионы туристов, и ожидала увидеть нечто необыкновенное. Действительно, там, где располагаются объекты музея-заповедника, – просто оазис, но за его пределами – разруха. Елабуга тоже была такой лет 12-15 назад, в исторической части появлялись вкрапления современных домов. То, что сделано с тех пор, должно быть записано в истории города. Сейчас действует договоренность о том, что на охранной территории нового строительства вестись не будет…
Основным условием владения зданием-памятником является заключение охранных обязательств. Ведется технический надзор за проведением строительных и ремонтных работ на фасадах. Направляются предписания с требованием вовремя приводить здания в порядок, чтобы они не разрушались. В итоге у 99 – отличное состояние, у 59 – хорошее, а ремонта требуют 24.
– Двадцать лет назад в Елабуге действовали только два музея – Ивана Шишкина и краеведческий, – продолжает Руденко. – С созданием музея-заповедника начали комплектоваться фонды (за 15 лет численность экспонатов возросла с 300 единиц до 40 тысяч), в 1993 году появились музей-усадьба Надежды Дуровой, выставочный зал, который привлек художников, начали устанавливать новые памятники. Сегодня действует 25 подразделений, 14 из которых – музейной и выставочной направленности. Это, кроме уже названных, литературный музей Цветаевой и Дом памяти, музей уездной медицины, музей-театр “Трактир”, Художественный салон, картинная галерея и многое другое. Осуществить все это нам, государственному учреждению, было бы невозможно без поддержки министра культуры республики Зили Рахимьяновны Валеевой и мэра Елабуги Ильшата Рафкатовича Гафурова.
Заповедник взял на себя организацию туристического бизнеса в Елабуге, став единственным в России туроператором среди музейных учреждений. Гульзада Руденко уверена, что в перспективе эта работа будет давать еще более ощутимый результат. Подсчитано, что каждый турист оставляет в городе как минимум 500 рублей: в музеях, магазинах, кафе, гостиницах, расходуя средства на транспортные услуги и сувениры. По новой программе “На выходные – в Елабугу!” стало приезжать много челнинцев, для которых организованы специальные туристические рейсы. А в сентябре здесь состоится семинар по линии ЮНЕСКО, на котором музейщики Елабуги будут делиться своим опытом туристической деятельности с коллегами.
Еще одно направление – музейно-образовательная деятельность. Занятия проводятся ежемесячно для двух тысяч детей.
– Несколько лет назад, общаясь со школьниками, я увидела, что практически никто из них не знает, где находится музей истории города, – вспоминает моя собеседница. – А на стенах старинных зданий и даже на памятниках красовались разные надписи. Тогда мы решили, что именно музей-заповедник дол-жен воспитывать у детей чувство гордости за родной город, прививать знание своей истории. Разработали программу “Музей и школа”, к которой стараемся привлекать максимальное количество детей. За четыре года достигли хороших результатов. В исторической части нет ни одного здания, где бы вы увидели надписи. Дети знают, где находятся музеи, и могут показать дорогу приезжему человеку, да еще и экскурсию провести. С прошлого года среди учащихся по этой программе проходит конкурс “Моя Елабуга”. Те, кто знает историю города лучше всех, награждаются поездкой. В прошлом году дети ездили в станицу Вешенскую, в музей-заповедник Шолохова, нынче – во Владимир и Суздаль. Мы специально выбираем не столичные города, там дети еще побывают за свою жизнь, а вот в таких местах, может быть, и не доведется…
Заповедник ведет обширную печатную деятельность – за пять лет выпущено 54 издания. Это репринтные очерки Ивана Васильевича Шишкина, отца художника, “История города Елабуги” Николая Ивановича Шишкина, впервые и единственный доселе раз изданная в 1901 году. Это материалы о Марине Цветаевой, книги к 1000-летию города, исследования, касающиеся репрессированных, военнопленных. Идет работа по исследованию родословных Шишкиных, Бехтеревых, Дуровых. Готовится сборник материалов об известном полярнике Николае Пинегине, который родился в Елабуге, но мало кто из горожан об этом знает. В общем, есть масса интересного, чем хотелось бы поделиться.
– А елабужане интересуются историей. Когда к ним приезжают гости, они идут с этими книгами в музеи, и это тоже маленькая победа музея-заповедника, – рассказывает Гульзада Ракиповна. – Я переживала, подводя итоги прошлого года: небольшим было количество посетивших музеи горожан. А этой весной, в Международный день музеев, мы организовали для местных жителей бесплатное посещение наших объектов. Это был рабочий день, но люди шли и шли, музеи не закрывались до полуночи, их посетили 5,5 тысячи елабужан. Я была потрясена!
– Гульзада Ракиповна, представьте, что к вам приехали издалека ваши лучшие друзья, но у них очень мало времени, чтобы посмотреть город. В какие три места вы бы их отвезли?
– Обязательно на Елабужское городище. А потом – в Краеведческий комплекс и в музей Ивана Шишкина.
А вообще-то у нас десять туристических маршрутов по городу. А еще – по шишкинским местам в национальном парке “Нижняя Кама”. Для туристов работают все наши музеи, Библиотека Серебряного века с богатейшими фондами, Художественный салон, где можно приобрести картины художников и работы народных умельцев. Можно покататься на фаэтоне, побродить по улицам – во все времена года историческая Елабуга хороша. Для людей творческих наш город – источник вдохновения.
– Что еще интересного можно сотворить в городе? Например, многие, оказываясь на высоком холме над Камой, где стоит городище, говорят: вот бы полететь отсюда на параплане!
– Ну, это вполне вероятная вещь, мы ее даже обсуждали. Этим просто надо заняться, предварительно все просчитав. Я мыслю реально и всегда соизмеряю желаемое с сегодняшними возможностями. Если понимаю, что идея должна “отлежаться”, то не форсирую события. Поэтому расскажу об уже утвержденных планах. Мы собираемся открыть вторую очередь художественной галереи, в октябре представим очередной объект туристического показа – Портомойню, беремся за создание музейно-образовательного центра, где разместятся также наши интерактивные мастерские и клуб военно-исторической реконструкции “Литовские уланы”. А в краеведческом комплексе появится наконец-то зал современной Елабуги…
Ну а совсем скоро в Елабуге состоится вторая Спасская ярмарка, которая была возрождена после почти 70-летнего перерыва. В прошлом году это событие стало настоящим праздником, его посетило около 25 тысяч человек. Отныне решено отмечать в это время и День города. Ярмарка пройдет с 21 по 23 августа, на нее собираются приехать около 200 мастеров декоративно-прикладного искусства из 35 городов страны. По случаю праздника Спаса тут будут торговать медом, орехами, яблоками. На фестиваль колокольного звона приедут 20 звонарей, а 30 российских художников примут участие в IV Всероссийском симпозиуме по современной живописи “Зарисовки с ярмарки”.
И это, пожалуй, лучший способ, каким музей-заповедник мог бы отметить свой день рождения.