На днях театр им. Мусы Джалиля подарил казанцам замечательный музыкальный вечер, посвященный 60-летию со дня рождения выдающегося оперного певца и исполнителя татарских народных песен Хайдара Бигичева.
“Так случилось, – сказала, выступая на вечере, заместитель Премьер-министра – министр культуры Зиля Валеева, – что до этого еще очень небольшого юбилея Хайдар не дожил. Но жизнь народного артиста Татарстана и Башкортостана, заслуженного артиста Российской Федерации, лауреата Тукаевской премии Хайдара Бигичева продолжается, потому что возрастает значимость его творчества. Сегодня, спустя десять лет, мы лучше осознаем, какую потерю понесла наша оперная сцена с его уходом. Замены этому певцу пока, к сожалению, нет”.
Успеху юбилейного вечера в немалой степени способствовало то, что его режиссером и ведущим был народный артист Татарстана, в прошлом коллега Хайдара Бигичева, а ныне солист Пражской оперы Эдуард Трескин. Он сумел создать в зале атмосферу душевности и глубокой признательности перед памятью неординарной творческой личности.
Известно, сколь стремительно шел Хайдар Бигичев, юноша из татарской деревни, к высотам оперного искусства. Будучи еще студентом Казанской консерватории, он успешно дебютировал в партии Самата в одноименной опере Хуснуллы Валиуллина. Вскоре все партии драматического тенора в операх Пуччини, Верди, Чайковского, Жиганова и других перешли к Бигичеву и сделали его ведущим солистом Татарского театра оперы и балета. А концертная деятельность и блестящее исполнение оперным певцом народных песен принесли ему популярность и любовь всего татарского народа.
На пике творческой славы певца тяжелый недуг надолго приковал Хайдара Бигичева к больничной койке, лишив его возможности выходить на сцену, без которой он уже не мог представить свою жизнь. Ожидание сложнейшей операции в Московском институте эндокринологии, одиночество, тоска по родным, затем сама операция и долгое выздоровление… И справедливо, что на вечере были названы те, кто наряду с врачами помогли Хайдару вернуться на сцену. Прежде всего это жена Зухра, тоже известная певица. Ей приходилось много гастролировать, выступать с концертами, чтобы зарабатывать на жизнь и лечение мужа, а вырвавшись к нему в Москву, она порой ночевала на вокзале…
“Любовь моя, – писал ей Хайдар из больницы, – ты всегда перед моими глазами, поверь, всегда. Только слезы сами собой льются и застилают твой образ, мешают увидеть тебя. Трудно привыкнуть к мысли о том, что я больной человек. Никогда, никогда не смирюсь с этим!.. Я приношу тебе страдания, милая, извини меня. Я не жалуюсь – просто больше всего мне хочется сейчас свободы, чтобы улететь к тебе. Здесь, в палате, десять человек. А мне кажется, что я в пустыне…”. Невозможно без волнения читать эти строки, в них – весь Хайдар…
Исключительную роль в жизни певца сыграл и Нияз Курамшевич Даутов, выдающийся артист, режиссер и педагог. Он относился к Хайдару как к родному сыну и первым забил тревогу, узнав о его плохом самочувствии. Через своего друга Святослава Рихтера он нашел для Хайдара хороших врачей и этим продлил ему жизнь. Поддержкой были и письма Нияза Курамшевича из Казани. “Я вас воспринимаю как человека необыкновенно мужественного. Надеюсь, что не ошибаюсь”, – так заканчивалось одно из них.
Вернувшисъ в театр, Хайдар впервые спел партию Хосе в “Кармен”. И Эдуард Трескин, его партнер в этом спектакле, поделился воспоминаниями о “жаркой вулканической лаве голоса Хайдара, страсти и боли в интонациях”. И о том, как Нияз Курамшевич сказал: “Хайдар, запомните этот день – сегодня вы состоялись как тенор с большой буквы!”
А созданные Хайдаром Бигичевым образы Джика и Джалиля в операх Назиба Жиганова, Закира в опере “Кара за любовь” Б.Мулюкова, Батыржана в “Наемщике” Сайдашева, как справедливо было отмечено ведущим, уже в течение трех десятилетий остаются непревзойденными образцами национального оперного искусства.
На наш взгляд, несомненной удачей вечера стало и то, что эмоциональный рассказ ведущего о творческих победах певца иллюстрировал сам Хайдар. Он не раз появлялся на огромном экране в своих лучших образах, как и при жизни, покоряя слушателей своим уникальным голосом. И особенно – проникновенным и трепетным исполнением татарских народных песен “Кара урман”, “Тафтиляу” и других. Все это создавало впечатление, что Хайдар в этот вечер был с нами…
Музыкальным приношением его памяти стали арии из опер и народные песни в исполнении таких мастеров, как солист Мариинского театра Ахмед Агади, певица Анна Нечаева, также приехавшая из Санкт-Петербурга, солисты Башкирского театра оперы и балета Марат Шарипов и Ильгам Валиев, гость из Милана Илья Говзич, коллеги и партнеры Хайдара Бигичева по оперной сцене – Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Мунир Якупов. Проникновенно выступили и молодые певцы – победитель I Международного конкурса молодых вокалистов им. Х.Бигичева Руслан Сайфутдинов из Уфы и восходящая звезда татарской эстрады Филюс Кагиров.
Долгой овацией встретили зрители народную артистку Татарстана Зухру Сахабиеву-Бигичеву в знак благодарности и за ее песни, и за неустанную заботу о сохранении творческого наследия и увековечение памяти Хайдара Бигичева.
В свою очередь хотелось бы пожелать Зухре-ханум при поддержке Министерства культуры РТ продолжить такое важное и и доброе начинание, как Международный конкурс молодых вокалистов им. Х.Бигичева, а также издание на DVD и CD-дисках богатого творческого наследия певца. Давно пора перевести на русский язык и вышедшую десять лет назад книгу воспоминаний о нем. Впрочем, как сказала нам Зухра-ханум, в этом году увидит свет новая книга о Хайдаре Бигичеве, теперь – на двух языках. Не менее интересны размышления самого певца о жизни, о своей работе над ролями, о назначении и ответственности актерской профессии и о том, как найти дорогу к сердцам слушателей. Все это есть в записных книжках Хайдара, которые бережно хранит семья. Они дают ключ к более глубокому пониманию его творчества и внутреннего мира. Думается, издание этой части духовного наследия Хайдара Бигичева стало бы великолепным подарком для всех почитателей его таланта и бесценным подспорьем в работе для молодых певцов.