В Казани продолжается ХХII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. В числе его нынешних участников – звездная пара Анастасия и Денис Матвиенко, давние любимцы казанской публики.
Нынче исполнилась мечта Дениса Матвиенко станцевать на Нуриевском фестивале в “Жизели”, и мы впервые увидели этого блистательного танцовщика не в героической, а романтической партии Альберта. Денис не просто станцевал, а прожил на сцене легендарную историю любви, в очередной раз покорив публику утонченностью и элегантностью. А Анастасия блестяще показала трансформацию невинной и обманутой крестьянской девушки Жизели в печальный дух. Не менее виртуозным был их дуэт в партиях Солора и Никии в балете “Баядерка” А.Минкуса.
А перед этим спектаклем Денис Матвиенко дал интервью нашему корреспонденту.
– Почему вы решили стать танцовщиком и как это произошло?
– Откровенно говоря, я не собирался им быть. В Киевское хореографическое училище меня отвели родители. Я поступил, учился и только годам к пятнадцати начал понимать, что такое классический балет, и влюбился в него.
– Не жалеете?
– Я вообще ни о чем не жалею. А почему должен жалеть? У меня интересная жизнь, и настолько активная, что иногда сил на все не хватает. Но она мне нравится. Больше того, сегодня я могу сказать: балет – это моя жизнь!
– Среди четырех Гран-при, которых вы удостоены, одно из первых получено в Будапеште на конкурсе имени Рудольфа Нуриева. Кроме того, в Гранд-опера вы танцевали в нуриевской постановке “Дон Кихота”. Чем вам запомнилась эта работа?
– Это потрясающая версия, в ней столько танцев и очень много интересных находок. Например, в идущих у нас постановках Горского и Петипа нельзя ничего менять, а у Нуриева можно было импровизировать. Это мне очень понравилось. Хотя технически спектакль очень тяжелый для танцовщика.
– Вы танцевали Спартака в спектаклях Юрия Григоровича (Большой театр) и Георгия Ковтуна – в Санкт-Петербургском Михайловском театре. Какая редакция вам интереснее?
– Это абсолютно разные спектакли. У Григоровича все внимание – драматургии, у него великолепное сочетание музыки и пластики, а у Ковтуна спектакль современный: бои, мечи, высекающие искры, даже тигры. Это, скорее, голливудский блокбастер, настоящее шоу. Оба балета часто танцевать нельзя. Нужно по ним соскучиться. Но балет Григоровича мне ближе. Он существует уже сорок лет и проживет еще не меньше.
– В одном интервью вы сказали, что каждый нормальный мужчина в душе гладиатор.
– Конечно. Сама природа создала мужчину охотником, защитником дома, семьи, а женщину – способной рожать детей, вести хозяйство. И это нормально. Мужчина должен быть бойцом, то есть своего рода гладиатором.
– Существует ли братство среди балетных артистов?
– Конечно. Но все зависит от того, как ты себя ведешь. Если будешь высокомерен, то к тебе отнесутся соответственно. Настоящие звезды не выпендриваются, ведут себя очень просто. Они выходят на сцену и все доказывают своим мастерством. А “понты гоняют”, как правило, те, у кого есть комплекс неполноценности.
Знаете, как я познакомился с Мстиславом Ростроповичем? Это было в Японии, где он дирижировал спектаклем “Ромео и Джульетта” в постановке Владимира Васильева. В день Пасхи Мстислав Леопольдович увидел меня за кулисами и поцеловал со словами: “Христос воскресе!” Вначале я потерял дар речи, шутка ли – сам Ростропович! Потом по традиции ответил: “Воистину воскресе!” Мы разговорились и так познакомились.
Или взять Майю Плисецкую. Она настолько общительна! Помню, мы как-то вместе летели в Японию, так она все двенадцать часов перелета что-то рассказывала. Или Наташа Макарова. Как известно, она давно живет в Америке. Была потрясающей балериной, сейчас очень хороший хореограф и тоже – ни грамма звездности! На репетициях она искренне смеется и искренне ругается. Мы с Настей танцевали “Лебединое озеро” в ее постановке…
– Вы танцевали в разных театрах – в Национальной опере Украины, Михайловском, Большом… А с нынешней весны – в Мариинке. Что-то не устроило в Большом театре?
– Просто нужно идти вперед, необходим более разнообразный репертуар.
– А как вы относитесь к тому, что сейчас происходит на вашей родной украинской земле?
– Последние семь лет я никак к ней не отношусь, и она ко мне тоже. У нас развод, скажем так (смеется). Но то, что там происходит, – это цирк, реалити-шоу. “Дом-2” отдыхает. Весь мир смеется. Что это за Верховная Рада? То ее собирают, то pacпyскают… Это посмешище!
– Какая человеческая черта вам особенно неприятна?
– Ложь!
– А самая лучшая?
– Чувство меры во всем.
– Как в одной семье уживаются два таланта: премьер и прима-балерина?
– Нормально. На сцене мы партнеры, на репетициях бывает всякое – и слезы, и радость. Но за пределами театра мы – семья. И семья дружная.
– Что для вас счастье?
– Жить в согласии с самим собой и, по возможности, быть свободным, независимым. Делать то, что считаешь нужным, а не то, что тебе навязывают (но это не всегда получается). И стараться не обижать людей, а тем более – животных.
– Как вы относитесь к наградам?
– К тем, что получил на конкурсах, нормально. Они заработаны честным трудом. А вот почетные звания надо давать вовремя. И критерий при этом должен быть один – заслуги, а не возраст. Либо вовсе отменить звания как пережиток. Кстати, за рубежом никаких званий не дают, но, например, Владимира Малахова знает весь мир.
– Вам хотелось бы изменить что-нибудь в своем характере?
– Конечно.
– А что именно?
– Это тайна. Но думаю, что не изменюсь, ибо человек интересен своими контрастами.
– Чьи таланты вы почитаете?
– Многих танцовщиков. Это Нуриев, Барышников, Годунов, Зеленский, Рузиматов.
– Денис, вы уже одиннадцать лет приезжаете в Казань. Какой вы нашли ее на этот раз и как оцениваете Нуриевский фестиваль?
– Никогда не забуду, что меня, как звезду, впервые пригласил ваш театр. Это был фестиваль, посвященный 60-летию Нуриева. Именно отсюда начался мой карьерный рост и многое изменилось в творческой жизни. То же можно сказать и о Насте, впервые получившей приглашение сюда пять лет назад.
Помню, какой была Казань в мой первый приезд… А сегодня она потрясающая! Так все изменилось. Сколько новых домов, гостиниц, супермаркетов! И здорово то, что искусство здесь по-прежнему в чести. Ведь Нуриевскому фестивалю уже двадцать два года! Это уникальный случай. Потому что оставаться на плаву такому фестивалю в наше время тяжело. Спасибо руководству театра, Правительству Татарстана и, конечно, артистам балета.
Для нас важно еще и то, что здесь мы как дома. Не в каждом театре встретишь такую душевность, почти домашний уют. И каждый из нас, каким бы плотным ни был график в мае, оставляет место для вашего фестиваля и едет сюда с удовольствием. И надеюсь, что наша дружба с Нуриевским фестивалем и Казанью – это надолго!