В Национальной художественной галерее «Хазине» в Казани открылась юбилейная выставка скульптора Владимира Демченко, посвященная его 60-летию, а также творческого коллектива в составе скульптора А.Головачева, архитекторов Ф.Галеева и Р.Забирова, разработавших монументы для Казани и Елабуги в 2000-х гг.
В самом центре Казанского Кремля, на символическом пересечении пространств древнего Благовещенского собора и новой мечети Кул Шариф, в небольшом сквере возвышается памятник Зодчим Казанского Кремля. Двухфигурная композиция олицетворяет соединение таланта зодчих, татарина и русского, символизируя толерантность, веротерпимость и дружбу народов — идеи, особенно актуальные в современном Татарстане. Авторами первого памятника в Казанском Кремле стали московские скульпторы Владимир Демченко, Александр Головачев и казанский архитектор Рустем Забиров.
Благодаря творческому союзу Демченко и Головачева, который длится уже около тридцати лет, города Татарстана, и прежде всего Казань и Елабуга, за последние годы обрели целый ряд монументальных сооружений и памятников, посвященных великим соотечественникам.
Владимира Демченко с полным основанием можно назвать и казанским скульптором: он уже более десяти лет живет и работает в нашем городе. Мастер монументальной, станковой, декоративной скульптуры, художник глубоко изучает историю и культуру татарского народа, татарской государственности. Им создана целая галерея образов деятелей татарской культуры, просвещения и науки — Кул Гали, Ш.Марджани, Г.Исхаки, Г.Тукая, Дэрдменда, С.Хакима, А.Кутуя, М.Джалиля, Х.Такташа, Н.Жиганова. Портретная галерея представлена также именами великих русских поэтов и ученых — Е.Боратынского, В.Хлебникова, Л.Гумилева, М.Цветаевой. Творческие интересы скульптора простираются к самым ярким страницам истории татарского народа. Демченко обращается к эпохе домонгольской Волжской Булгарии, золотоордынскому периоду расцвета городов, средневековой поэзии, «золотому» веку татарской государственности — эпохе Казанского ханства, создавая эскизы скульптурных ансамблей и рельефов к ним — «Улу Мухаммед», «Принятие ислама», «Сююмбике», «Идегей».
Владимир Демченко родился в 1949 году в Гудермесе в семье потомственных казаков. Живой, неутомимый характер, жажда нового привели его в Москву. В разные годы он учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище, Ленинградском художественном училище им. В.А.Серова, Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Кроме того, скульптор окончил Грозненский государственный университет по специальности «музееведение». Плодотворной работе в Татарстане предшествовала деятельность художника в сфере монументального и станкового искусства во многих регионах бывшего СССР.
Основной сферой творческих интересов скульптора является жанр портрета. Непосредственный и артистичный подход к натуре, строгая архитектоничность, изысканность моделировки — от мягкой подвижной до более скупой и строгой, высокая пластическая культура свидетельствуют о приверженности Демченко традициям русской классической скульптуры. Некоторые из его работ обнаруживают тяготение к монументальности, языку крупной формы, пластическому обобщению. Этими качествами обладают и памятники скульптора, соединившие в себе монументальное начало с психологическим, что составляет одну из главных особенностей мышления художника. Таким органичным воплощением образа явились памятники-бюсты Марине Цветаевой в Елабуге и Льву Гумилеву в Казани — оба установлены на колонне в стиле классицизма. Это ощущение усиливает их архитектурное обрамление. Цветаевский бюст находится под сводом белой ротонды, фокусирующей и «собирающей» пространство площади перед последним пристанищем поэта — маленьким деревянным домом Бродельщиковых — в зрительную и смысловую доминанту. Бюст Гумилева установлен у основания улицы Петербургской, на ступенчатой круглой площадке, украшенной бронзовыми шарами и цепями. Образ великого ученого, гармонично вписавшийся не только в смысловой контекст, но и архитектурное убранство улицы, задает высокую тональность звучанию образа Петербурга как дани великому городу.
Скульптура и архитектура — искусства, рассчитанные на многие десятилетия и даже века. Отбор имен и символов, их достойное воплощение — это наше понимание бытия не только сегодня, но и завтра. Символ Казани — котел, казан; эта идея обыграна московскими скульпторами как симбиоз многих легенд, связанных с основанием города. Фонтан-монумент, установленный в казанском Парке тысячелетия, включает образ большой чаши или котла, который охраняют змеи-драконы. Продуманная моделировка бронзовых изваяний соотносится со строгой центрической и симметричной композицией и хорошо вписана в планировку парка.
В Елабуге сама камерность старинного купеческого города подсказала скульпторам Владимиру Демченко и Александру Головачеву подход к осуществлению творческих замыслов: их памятники В.М.Бехтереву, Д.И.Стахееву, связистам соразмерны человеку и архитектуре города.
Другой, не менее значительной стороной творчества В.Демченко является его работа в области станковой скульптуры. С одной стороны, она может рассматриваться как подготовительный этап для разработок монументальных решений, как эскизы, этюды с натуры. С другой, это абсолютно самостоятельный жанр, в котором раскрывается камерность, лиричность творчества мастера, а также его острое чувство композиции.
Основная опора творчества Демченко — натура. Но не только «жизнь замечательных людей» привлекает скульптора: обычные люди, с которыми он сталкивается в повседневности, также становятся постоянными его моделями («Портрет Резеды», «Портрет Аиды») ; из этих же образов рождаются аллегорические композиции («Танец огня», «Похищение Европы», «Жемчужина», «Степная песня»). В станковом творчестве скульптора камерность является своего рода программой, в этих произведениях есть изысканность, тонкость, грация. Художник стремится к гармоническому строю пластики, понимаемому им как завершенность замысла, проработанность формы.
Скульптор Владимир Андреевич Демченко сегодня активно работает. Большая часть произведений, представленных на выставке, — работы, выполненные мастером за последний год. Среди них нет случайных, проходных. Всех их отличает чувство стиля, изысканный вкус, зрелое мастерство. В каждой работе Демченко есть пластически высказанная мысль, образ, печать большого творческого горения.
Дина ХИСАМОВА